В обществе, чиновничьих и экспертных кругах периодически всплывает тема снижения возраста выхода на пенсию. Однако дальше слов дело пока что не идет, хотя совсем скоро – в 2028 году – пенсионный возраст у мужчин и женщин уравняется. И те, и другие начнут выходить на заслуженный отдых в 63 года. Но пока это время не настало, общественность продолжает настаивать на снижении. Вот только насколько это реально? Либо идея так и останется лишь мечтой казахстанок? Во сколько лет выплаты начинают получать в других странах и как следует реформировать казахстанскую пенсионную систему, вместе с экспертами разберем в материале Azattyq Rýhy.
(Не)счастливая старость?
Сейчас мужчины выходят на пенсию в 63 года, женщины – в 61. Однако в 2028 году казахстанки начнут уходить на заслуженный покой наравне с мужчинами. В первую очередь наши чиновники аргументируют это решение выросшей в Казахстане продолжительностью жизни. По данным Бюро национальной статистики за 2023-ий год, казахстанцы стали жить дольше – до 75 лет, что является рекордным показателем за последние 25 лет. Если смотреть в гендерном разрезе, то женщины в стране живут до 79 лет, мужчины – до 70-ти.
Во-вторых, идею с повышением возраста приняли с оглядкой на Запад, где на пенсию уходят в 65-67 лет. К примеру, в Греции и Италии на заслуженный отдых мужчины и женщины уходят в 67 лет, в Великобритании – в 66. Однако, для сравнения: наши соседи начинают заботиться о стариках намного раньше. Допустим, в Узбекистане мужчины уходят на покой в 60 лет, а женщины – в 55. Кыргызстанские мужчины работают до 63 лет, а женщины – до 58. Такой же возраст выхода на пенсию действует в России, но только временно. Через три года пенсионный возраст повысится до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин.
«В европейских странах возраст выхода на пенсию достаточно высокий, потому что на протяжении всей жизни качество жизни людей такое, что износ организма не идет так сильно, как у нас. Плюс у них сильная медицина, высокое качество продуктов, большие возможности отдыхать. Поэтому люди на Западе живут долго – средняя продолжительность жизни у них 80 лет. Поэтому они могут себе позволить высокий возраст выхода на пенсию. В этом отношении нас нельзя сравнивать, так как мы по всем показателям уступаем: качество жизни у нас очень низкое, многие люди у нас вообще не могут себе позволить отдыхать, качество продуктов питания оставляет желать лучшего, а качественные медуслуги у нас могут оказать лишь в частных клиниках, которые многим не по карману. В связи с этим физически и психологически износ организма людей происходит быстрее и сильнее, чем в странах Запада. Поэтому я считаю, что у нас возраст выхода на пенсию должен быть ниже», – констатирует экономист, политик, общественный деятель, бывший глава Ассоциации пенсионных фондов Айдар Алибаев.
Экономист Арман Бейсембаев убежден в том, что пенсионный возраст отодвигают по другой причине. По его словам, сейчас на пенсию начинает выходить поколение 1950-1960 годов, на подходе 1970-ые и их много. Это довольно многочисленное поколение, поэтому повышение возраста – это желание немного отодвинуть процесс.
«Пенсионная система в СССР была другой, так как качество жизни, уровень жизни, качество здравоохранения, питания совершенно несопоставимы с сегодняшними днями. Сейчас качество жизни, медицины, питания как бы там ни было, но кратно лучше, чем было тогда. И в совокупности это приводит к тому, что продолжительность жизни выше, чем была тогда. И есть такое понятие как срок дожития. Вся пенсионная система базово строится на том, сколько ты проживешь после того, как выйдешь на пенсию. И всю эту гипотетическую продолжительность жизни должны рассчитывать и под него должны быть заложены определенные резервы, потому что пенсию тебе все время надо будет платить. Поэтому они исходили из того, что с момента выхода на пенсию человек в среднем может прожить до 10 лет. Поэтому женщины на пенсию выходили в 58 лет, потому что максимум, который она может прожить – это 65-68 лет», – подчеркнул экономист Арман Бейсембаев.
По его словам, пенсионная система учитывает все эти детали и для нее важно понимание того, сколько времени человек проживет после выхода на покой.
«Как бы цинично это ни звучало, на самом деле пенсионная система исходит из того, что после выхода на пенсию ты долго не проживешь. Понимаете, почему пенсионный возраст отодвигается? Потому что твой трудовой потенциал заканчивался раньше. Учитывая тяжелые условия труда и плохую медицину, человек к 50 годам – был уже практически в ноль изношенный организм, который просто не мог нормально функционировать. Ну, может, еще до 55 лет едва-едва дотягивает, а дальше все, дай Бог если ты доживешь до своей пенсии», – отметил Арман Бейсембаев.
Уровень жизни нынче может и вырос, однако многие казахстанцы до сих пор продолжают работать в тяжелых условиях: надрывают спины, таская тачки на базарах, трудятся в шахтах, чуть ли не круглосуточно подметают улицы. Поэтому вопрос о снижении пенсионного возраста все еще актуален.
«Я считаю, что женщинам надо снижать пенсионный возраст до 60 лет. Когда наши чиновники ссылаются на Запад, говоря, что во Франции в 67 лет выходят на пенсию, я им говорю: когда вы поднимите нашим гражданам качество жизни, медицины до таких же стандартов как на Западе, тогда поднимайте и пенсионный возраст. А так вы на них ссылаетесь, пенсионный возраст поднимаете, а все остальное остается на уровне прошлого века. Поэтому на этом фоне повышение пенсионного возраста считаю неправильным. Самый оптимальный возраст выхода на пенсию для мужчин – это 63 года, для женщин – 60 лет», – считает Айдар Алибаев.
Однако пойдет ли государство на такой смелый шаг? По словам эксперта, вряд ли чиновники согласятся на такую авантюру.
«Думаю, что сейчас это нереально. Они на это не пойдут, потому что ситуация с бюджетом в стране и так очень тяжелая. Правительство вынуждено брать деньги в Нацфонде, чтобы покрывать неэффективность. А снижение пенсионного возраста для женщин означает дополнительную нагрузку на бюджет, и они на это не пойдут», – убежден Айдар Алибаев.
Пенсионная реформа
Каких только метаморфоз не претерпела казахстанская пенсионная система за свои годы. Страна перешла от частного управления активами к государственному. От солидарной, когда работающие обеспечивают стариков пенсиями, к накопительной, когда каждый собирает деньги на старость сам. И все равно споры вокруг этой темы не утихают до сих пор. Все потому, что стало очевидно – пенсионная система уже давно нуждается в реформе. Причем самой кардинальной.
Необходимость модернизации подтверждают и в Министерстве труда и социальной защиты населения – глава ведомства ранее сообщала, что вопрос реформирования как раз рассматривается. Однако ожидания от этого у экспертов не самые оптимистичные.
«Я знаю, что Минтруда ничего не реформирует, у них это только болтовня. Вот недавно так называемые эксперты – группа бывших чиновников – предложили ограничить лимит из накоплений в Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ), сверх которого можно снимать деньги на жилье и на медобеспечение. Этот лимит они предложили поднять для того, чтобы отрезать определенное количество людей от возможности снять деньги. И министерство сказало, что, наверное, мы это примем. Ну какая это реформа? Наверное, потому что у ЕНПФ проблемы с деньгами, и чтобы меньше выдавать людям, они поднимают планку.
Или о каком реформировании можно говорить, если совсем недавно в прогнозе до 2029 года Министерство национальной экономики сообщило, что предполагается минимальную заработную плату в 85 тысяч тенге не индексировать и поднимать. Это означает, что до 2029 года не будет инфляции? Не будет роста цен, ослабления тенге? Хотя мы видим, что за одно только лето этого года у нас тенге ослаб на 10%. Я уже не говорю про цены, которые растут еженедельно. А они говорят, что до 2029 года минимальную зарплату не будут менять. Поэтому ничего хорошего в части реформирования пенсионной системы я не ожидаю. Если что-то они и сделают, это не будет хорошо для народа», – уверен Айдар Алибаев.
По словам эксперта, нынешний управленец пенсионными активами – Национальный банк – неэффективно справляется со своей работой. Айдар Алибаев утверждает, что регулятору безразлично настроение вкладчиков и не важны пенсионные накопления завтрашних пенсионеров. Поэтому он распоряжается пенсионными сбережениями в своих интересах.
«Нацбанк раскидывает пенсионные накопления по всему миру, будто у нас все проблемы решены. На мой взгляд, Национальный банк распоряжается нашими деньгами исключительно неэффективно, неправильно и не в интересах пенсионеров. Хотя это наши деньги, и они принадлежат вкладчикам. Но Национальный банк распоряжается средствами не в интересах ни пенсионеров, ни страны», – убежден экономист, политик, общественный деятель.
Единственный выход из ситуации – возвращение частных пенсионных фондов, считает эксперт. Сейчас, конечно, есть управляющие инвестиционные компании, но их активы настолько малы, и они малозаметны на рынке, что о них мало кто знает.
«В принципе, можно было бы даже не возвращать сами фонды, если бы вкладчики имели право перевести из ЕНПФ в частные управляющие компании все свои пенсионные накопления. Но сейчас такого права нет. Поэтому я сторонник того, чтобы накопительные пенсионные фонды были возвращены и тогда бы на рынке возникла конкуренция и это было бы в интересах людей. Но государству настолько удобно и комфортно вытаскивать из ЕНПФ столько денег, сколько они хотят, и они уже «подсели» на эту иглу, что никогда не пойдут на возврат в полном смысле частных накопительных пенсионных фондов. Ведь тогда они будут вынуждены распрощаться с этой кормушкой в лице активов ЕНПФ. А кто же добровольно будет отказываться от денег?» – заключил Алибаев.
Таким образом, похоже, что все слова и предложения о снижении пенсионного возраста останутся лишь пустыми разговорами, а пенсия – практически мечтой. Ведь далеко не все смогут дожить до 63 лет с нынешним уровнем жизни, постоянно дорожающими лекарствами, продуктами и недоступной медициной.
Читайте также: Пенсионный возраст в Казахстане в 2025 году: есть ли изменения и нововведения