Завозим всё, от трусов до пальто: производство одежды в Казахстане существует лишь номинально

Фото: depositphotos.com

По итогам января–октября текущего года производители одежды в РК выпустили продукции на 64,6 млрд тг — на 11,9% больше в стоимостном выражении, чем в аналогичном периоде 2023-го, передает kazlenta.kz со ссылкой на energyprom.kz.

В региональном разрезе больше всего одежды произвели в Шымкенте: на 10,9 млрд тг, годовой рост составил 37,8%. В пятёрке регионов-лидеров по выпуску продукции в секторе также оказались Алматы (7,9 млрд тг, плюс 12,5% за год), Алматинская область (7,7 млрд тг, плюс 29,5%), Астана (5,7 млрд тг, плюс 60,5%) и Карагандинская область (5,3 млрд тг, минус 12%).

В натуральном выражении производство верхней трикотажной одежды составило 155,2 тыс. изделий — на 11,1% больше, чем в январе–октябре прошлого года.

Выпуск мужской и женской одежды составил 250,8 тыс. и 121,1 тыс. изделий соответственно. Производство свитеров, джемперов, пуловеров и прочей подобной продукции выросло на 5,5%, до 164 тыс. изделий.

Объём производства трикотажной одежды и аксессуаров для грудных детей составил 31,8 млн тг, против 83,1 млн тг годом ранее.

В свою очередь, выпуск шляп и других головных уборов составил 2 млрд тг, а иных предметов одежды и аксессуаров из натурального меха — 323,3 млн тг.

Производство трикотажных носков выросло на 32,9%, до 11,5 млн пар.

При этом, несмотря на рост некоторых показателей, отечественные производители совершенно не способны одеть казахстанцев. Так, по итогам января–августа текущего года компании страны смогли обеспечить спрос на верхнюю одежду всего на 0,6%, против 0,4% годом ранее. При объёме собственного производства в 402,2 тыс. изделий было импортировано 69,5 млн изделий. Реализация верхней одежды на рынке РК в итоге составила 66,2 млн изделий — на 29,6% меньше, чем годом ранее. Ещё 3,7 млн изделий отправили на экспорт — точнее, на реэкспорт, так как произведена вся эта продукция была явно не в Казахстане.

Спрос на трикотажную одежду машинного или ручного вязания местные компании смогли обеспечить всего на 0,4%, на свитеры, джемперы и пуловеры — на 0,8%, на спортивные, лыжные и купальные костюмы — на 6,7%, на одежду и аксессуары для грудных детей — на 1%, на нижнее бельё — на 0,9%, на колготки, носки и прочие чулочные изделия — на 4,6%.

Фактически казахстанцы покупают у заграничных производителей вообще всё — от трусов и носков до свитеров и пальто.

Проблема в том, что цифры обычно мало что отражают, если в них не вдумываться. Так что мы решили для большей наглядности просто сопоставить данные производства и реальность. Например, как мы отметили выше, за десять месяцев было выпущено 11,5 млн пар носков. При этом население Казахстана превышает 20 млн человек. То есть до конца года всё чулочно-носочное производство страны не способно произвести хотя бы по одной паре носков на человека. Не будь импортёров, свою пару носков казахстанцам пришлось бы ждать ещё год.

Ценами, соответственно, тоже «рулят» импортёры. Так, по итогам октября текущего года верхняя одежда выросла в цене на 9,7% в годовой динамике. В том числе женская одежда подорожала на 10,2%, мужская — на 9,6%, детская — на 8,9%.

В региональном разрезе наибольший годовой рост цен на верхнюю одежду ощутили жители Туркестанской области: сразу на 18,9% за год. В число антилидеров вошли Восточно-Казахстанская (на 14,7% за год), Улытауская (на 14%) и Абайская (на 13,8%) области, а также Астана (на 13,1%).

Наименьшее годовое удорожание было отмечено в Алматы (на 5,6%), Павлодарской (на 6%) и Жамбылской (на 6,2%) областях.