Широкие дороги помогут снизить цены на товары и услуги в Казахстане — эксперт

Фото: из открытых источников

Логистическая отрасль Казахстана сталкивается с целым рядом вызовов, которые препятствуют её развитию и увеличивают издержки как для бизнеса, так и для конечного потребителя. Руководитель логистической компании Green Light из Актау Жубаныш Мустафин поделился своими экспертными наблюдениями о текущей ситуации в сфере грузоперевозок в стране.

Дороги — основная проблема

Мустафин отметил, что одной из ключевых проблем остаются плохие дороги, как автомобильные, так и железнодорожные. По его словам, грузоперевозчики нередко отказываются от рейсов в определённые регионы, такие как Мангистауская область из-за неудовлетворительного состояния дорог. Это приводит к повышению стоимости перевозок.

«Если аренда фуры стоит 500 тысяч тенге, плохие дороги заставляют водителей запрашивать 800 тысяч или даже больше. Качественные дороги могли бы значительно снизить эти издержки», — утверждает Мустафин.

Кроме того, он подчеркнул, что регионы Казахстана управляют своими собственными бюджетами на инфраструктуру, что зачастую приводит к неэффективному расходованию средств и строительству некачественных трасс.

Проблемы железных дорог

Железнодорожные перевозки в Казахстане также имеют свои сложности. По словам Мустафина, длительные сроки доставки негативно влияют на бизнес. Например, груз из Алматы в Актау может идти 10–12 дней, что неудобно для предпринимателей, которым необходимы товары быстрее. Это заставляет многих переходить на автомобильные перевозки, несмотря на их высокую стоимость.

«Фура может перевозить до 20 тонн, а вагон — 60 тонн. Однако из-за плохого состояния железных дорог вагон стоит почти так же, как три фуры, что делает использование поездов экономически невыгодным», — пояснил эксперт.

Ситуация на границе с Китаем

Ещё одним вызовом для логистики являются постоянные задержки на границе с Китаем. Регулярные проверки, изменения в системе очередей и таможенные барьеры становятся препятствием для своевременной доставки грузов.

«Из-за заторов многие грузы остаются на складах. Если документы не соответствуют требованиям, товары могут быть конфискованы», — добавил Мустафин.

Конкуренция и развитие логистики

Несмотря на проблемы, логистическая отрасль Казахстана развивается. По словам Мустафина, на рынке существует здоровая конкуренция, и многие компании предоставляют услуги в узких сегментах, таких как авиаперевозки, автомобильные и морские грузоперевозки. Однако высокая стоимость авиа- и морских перевозок заставляет большинство предпринимателей выбирать железнодорожные или автомобильные маршруты.

«Компании открываются и закрываются в большом количестве. Многие начинающие предприниматели не учитывают необходимость инвестиций в маркетинг и управление, что приводит к их банкротству», — отметил он.

Пути решения

Мустафин предложил несколько шагов для улучшения ситуации в логистике. Во-первых, необходимо построить широкие многополосные трассы, чтобы избежать заторов и аварий. Во-вторых, следует модернизировать железные дороги для ускорения перевозок.

«Если дороги станут лучше, это снизит себестоимость товаров, особенно для регионов с трудной логистикой, таких как Актау. Машины будут меньше ломаться, грузы станут прибывать вовремя, а стоимость доставки снизится», — считает он.

Таким образом, улучшение логистики в Казахстане потребует значительных инвестиций в инфраструктуру, но принесёт ощутимые экономические выгоды для всех отраслей экономики.