180 новых сельских школ построят в Казахстане до 2027 года

Фото: Министерство просвещения РК

На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Олжаса Бектенова рассмотрены вопросы развития сельских школ. О мерах по повышению качества образования, модернизации материально-технической базы и привлечению педагогов доложил министр просвещения Гани Бейсембаев. С докладом по вопросу поддержки и оснащения сельских школ также выступил Председатель фонда «Қазақстан халқына» Болат Жамишев, заслушаны акимы ряда регионов, передает kazlenta.kz.

На сегодня 67% школ страны расположены в сельской местности, в них обучается порядка 40% всех детей школьного возраста. Министр просвещения Гани Бейсембаев доложил, что с 2022 года для повышения общего уровня образования реализуется проект «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности». В настоящее время создана сеть из 135 образовательных учреждений, в которые поставлено 4665 кабинетов современной модификации. В 2025 году в проект войдут еще 56 организаций, будет обновлено 1935 кабинетов. 

Премьер-министр подчеркнул, что развитие сельских школ остается в числе важнейших приоритетов государственной политики. Состояние и оснащение образовательных организаций напрямую влияет на потенциал развития сёл и качество жизни населения.

Глава государства уделяет особое внимание развитию именно сельских школ. В рамках реализации Концепции развития сельских территорий запланировано до 2027 года строительство порядка 180 школ. В текущем году введено в эксплуатацию 42 сельские школы, в том числе за счет Нацпроекта «Комфортная школа». За последние три года в селах модернизировано порядка 2,5 тыс. школ. С целью улучшения условий и создания комфортной среды обучения ведется реновация свыше 800 школ. Также для сельских школ приобретено более 4 тысяч предметных кабинетов, — отметил Олжас Бектенов.

Руководитель Правительства поручил Министерству просвещения до конца текущего года представить регионам Единые требования реновации школ.

Для привлечения в село квалифицированных педагогов Правительством реализуется ряд стимулирующих мер. Так, предусмотрены доплаты к должностному окладу в размере 25%. Учителям, прибывшим в рамках программы «С дипломом в село», выплачиваются подъемные пособия, выдаются кредиты на приобретение или строительство жилья.

Особое внимание уделено вопросу успешной реализации проектов с участием частного сектора и общественных фондов. Так, в 42 сельских школах Алматинской области при содействии фонда «Білім-инновация» предприняты меры по повышению качества образования по точным дисциплинам. Премьер-министр обратил внимание на результаты оснащения опорных и малокомплектных школ в Актюбинской области – фонд «Қазақстан халқына» выделил 1,8 млрд тенге на эти цели. Отмечен рост уровня образования не только сильных организаций региона, но и малых школ, где опытные учителя проводят занятия для учащихся. Руководитель Правительства поручил Министерству просвещения и акиматам масштабировать опыт Актюбинской области и до конца 2025 года завершить создание сети не менее 200 опорных школ, также принять меры по повышению потенциала малокомплектных школ. 

В ходе заседания Правительства озвучена статистика по состоянию школ. 57% трехсменных образовательных учреждений находятся в сельской местности – преимущественно в Алматинской и Туркестанской областях. 76% организаций в аварийном состоянии также расположены на селе в основном в Актюбинской, Кызылординской, Западно-Казахстанской и Туркестанской областях. Олжас Бектенов акцентировал внимание не необходимости сокращения разрыва в качестве обучения между сельскими и городскими школами, вызванного дефицитом специалистов с высокой квалификацией, особенно по математике, физике, иностранным языкам.

Руководитель Правительства поставил задачу перед Министерством просвещения совместно с акиматами принять системные меры по повышению компетенции учителей сельских школ. Также Премьер-министр поручил обеспечить к 1 сентября 2025 года подключение всех образовательных организаций на селе к высокоскоростному интернету, уделив особое внимание удаленным регионам. Акиматам – до сентября 2025 года организовать создание комьюнити-центров и кружков на базе сельских школ, чтобы обеспечить доступность образовательных и досуговых услуг для всех жителей сельских территорий.