С 2019 года по первое полугодие 2024-го более 4 млн казахстанцев кардинально поменяли профессию и перешли в совершенно другую отрасль. Более 2,6 млн трудоспособных граждан сменили место работы, переехав в другой регион. Эти данные основаны на результатах исследования в рамках экспериментальной статистики, проведённого специалистами Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК и размещённого на интерактивном дашборде. Основой для сбора информации о кадровых перетоках стали обезличенные отчёты об обязательных пенсионных взносах работников. Когда человек меняет работу, в ЕНПФ поступают данные о месте регистрации нового работодателя и его виде деятельности, передает kazlenta.kz со ссылкой на energyprom.kz.
Судя по результатам анализа, ежегодно более 600 тыс. казахстанцев меняют сферу своей деятельности. Рынок труда чувствителен к изменениям, поэтому численность тех, кто кардинально изменил направление работы, увеличивается в периоды кризисов. Так произошло в первый год пандемии, когда численность тех, чьи сердца требовали перемен в работе, выросла в 2 раза, до 1,2 млн человек. За первое полугодие 2024-го род деятельности сменили 265,9 тыс. казахстанцев.
Аналогичная тенденция наблюдалась и в отношении тех, кто из-за работы менял место жительства. Ежегодная численность таких казахстанцев последние несколько лет держалась в пределах 400 тыс. человек. И только в 2020-м их было в 2 раза больше: 863,8 тыс. человек.
Благодаря перекрёстному анализу данных статистики собрали информацию и о тех, кто решил начать всё с чистого листа — и переехать в другой регион, и поменять сферу деятельности. Численность таких казахстанцев за последние несколько лет составила около 2 млн человек, среднегодовая численность — более 280 тыс. человек, а за первое полугодие текущего года — 99,4 тыс. человек.
В разрезе регионов главными принимающими городами являются мегаполисы и их агломерации, а также отдельные южные области. Например, миграционные притоки работников в Алматинскую область в основном шли из Алматы, а в Шымкент — из Туркестанской области. В исследовании это объясняется факторами маятниковой миграции и разрастания агломераций.
Отметим: на карте указаны данные за несколько лет. По ним видно, что Астана стала единственным городом-реципиентом, где с 2019 года по первое полугодие 2024-го наблюдалась отрицательная разница между численностью прибывших и выбывших: минус 378,5 тыс. человек. На такой результат повлиял исключительно «коронакризисный» 2020 год, когда из столицы в регионы и в Алматы уехали 505,8 тыс. человек. Если рассматривать показатели за другие полные годы или за январь–июнь 2024-го, в эти периоды «миграционно-кадровое» сальдо столицы было положительным.
Также в экспериментальной аналитике БНС чётко прослеживается заметный кадровый переток между Алматы и Астаной. Это можно заметить по данным за первое полугодие текущего года. Почти 40% всей численности уехавших в другой регион казахстанцев — более 64 тыс. человек — составили алматинцы и астанчане. Обе столицы также оказались в числе ключевых регионов-реципиентов: туда за полгода переехали 69,9 тыс. человек. В Южную столицу в основном переезжают из Астаны и из Алматинской области. В столицу же перебираются кадры из Алматы (33%) и регионов.
А вот как обстоят дела с теми, кого не устраивала их профессия и кто решился её сменить. Напомним: за несколько лет их численность составила более 4 млн человек. Наиболее массивное кадровое перемещение было отмечено в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, профессиональная и техническая деятельность, госуправление и оборона. Каждую из перечисленных сфер с 2019 года по первое полугодие 2024-го покинули более 400 тыс. человек. В последних двух категориях сальдо такого кадрового перетока было отрицательным, то есть выбывших из отрасли было больше, чем прибывших в неё. Обращает на себя внимание численность уволившихся среди тех, кто занимался экспертной деятельностью. За эти годы сферу покинули более 785 тыс. казахстанцев. Детальная статистика показывает, что большая часть из них — 522 тыс. человек — приняли решение поменять профессию в переломный 2020 год. Куда же они пошли? Половина уволившихся перешли на госслужбу (100,5 тыс. человек), в торговлю (86 тыс. человек), строительство (76,8 тыс. человек) и другие отрасли.
В число отраслей, которые также не смогли полностью восполнить кадровый голод после увольнения экс-сотрудников, попали коммунальная сфера (сальдо — минус 4,2 тыс. человек), сервисные услуги (минус 16,8 тыс. человек) и деятельность в области административного обслуживания (минус 9,2 тыс. человек). Для сравнения приведём самые привлекательные отрасли, в которые прибыло больше работников, чем выбыло. Например, «кадровое» сальдо в секторе образования с 2019 года по первое полугодие 2024-го составило 161,1 тыс. человек. Много новых работников также получили сферы строительства (95,7 тыс. человек), здравоохранения (43,8 тыс. человек) и обрабатывающей промышленности (42,4 тыс. человек).
Рассмотрим детальнее кадровые перетоки в одной из самых социальных отраслей — здравоохранении. Несмотря на то, что сальдо выбывших и прибывших в медицине за эти годы было положительным, кадровые пертурбации в больницах, как правило, воспринимаются болезненно и вызывают массу жалоб со стороны пациентов. В диаграмме ниже мы указали, какие именно отрасли экономики сильнее всего привлекали бывших работников медицинской сферы, численность которых с 2019 года по первое полугодие 2024-го составила более 110 тыс. человек. Среди отраслей, в которые направилась половина уволившихся, были образование (21,4 тыс. человек), торговля (18,8 тыс. человек) и госуправление (14,3 тыс. человек). Ещё четверть ушли в такие сферы, как экспертная деятельность (9,9 тыс. человек), обрабатывающая промышленность (6,9 тыс. человек) и прочие виды услуг (8,8 тыс. человек).
Ради интереса сравним зарплаты в этих отраслях в сравнении с уровнем дохода, который готова дать своим работникам система здравоохранения. Так, по данным БНС, в первом полугодии 2024-го зарплата тех, кто лечит казахстанцев, была одной из самых низких: всего 304,6 тыс. тг. Там, куда отправилась половина ушедших из медицины, могли предложить лишь незначительно больше: в образовании — 315,3 тыс. тг, в госуправлении — 321,8 тыс. тг, в торговле — 343,9 тыс. тг. Значимее увеличили свой доход те, кто перешёл в экспертную деятельность (543,6 тыс. тг) или обрабатывающую промышленность (453,4 тыс. тг).