В Казахстане создадут единую цифровую платформу для управления дорогами

Фото: depositphotos.com

Министр транспорта Марат Карабаев на заседании Правительства доложил о развитии автодорожной отрасли и внедрении цифровых технологий, передает kazlenta.kz.

На расширенном заседании Правительства Глава Государства уделил особое внимание развитию перевозок автомобильным транспортом. Неотъемлемым фактором его развития является наличие качественной дорожной инфраструктуры. Так, в 2024 году было отремонтировано рекордное количество дорог протяженностью 12 тыс. км, из которых основные работы завершены на 7 тыс. км. В рамках реализации проектов было привлечено более 10 тыс. единиц строительной техники и 25 тыс. человек. В результате выполненных работ нормативное состояние республиканских и местных дорог достигло 93% и 89%, соответственно.

Строительство дорог между Алматой и Карагандой, Талдыкорганом и Усть-Каменогорском, а также между Актобе – Атырау – Астраханью завершено и открыто для эксплуатации. А также в проектах «Калбатау – Майкапчагай», «Кызылорда – гр. Улытауской области», «Подстепное – Федоровка» и «Унеге – Бейсен – Сайхин» завершены работы по укладке нижнего слоя асфальта. В ходе выполнения вышеуказанных работ впервые в отрасли за год было уложено более 5 млн тонн асфальта. Также были сданы в эксплуатацию крупные инфраструктурные проекты, такие как дорожный переход на станции Шамалган, мост через Бухтарминское водохранилище и двухполосный тоннель на перевале Шакпак Баба в Туркестанской области.

В 2025 году планируется охватить ремонтом 13 тыс. км дорог. Из них 9,5 тыс. км уже обеспечены необходимыми финансовыми средствами, по остальным – прорабатывается вопрос о финансировании. По новым проектам проводятся конкурсные процедуры для определения подрядчиков до начала строительного сезона. По итогам года нормативное состояние республиканских дорог составит 94%, а местных – 91%.

В соответствии с планом текущего года продолжается строительство переходных проектов, начатых на предыдущих этапах, общей протяженностью 1,08 тыс. км. К ним относятся дороги Калбатау – Майкапчагай, Курты – Конаев, Кызылорда – Жезказған и Узынагаш – Отар. Протяженность новых проектов составляет 1,04 тыс. км. В том числе «Актобе – Улгайсын», «Караганда – Жезказган», «Атырау – Доссор», «обход г. Сарыагаш» будут переведены в первую техническую категорию.

Особое внимание уделяется поддержке отечественных подрядчиков, то есть при определении исполнителя проекта преимущество будет отдаваться казахстанским компаниям, или консорциумам с участием иностранных компаний. Это поспособствует дальнейшему устойчивому развитию отечественных компаний. Данный вопрос был полностью согласован с Международными финансовыми институтами, — отметил министр.

Кроме того, по поручению Президента до 2029 года планируется реконструировать 3 тыс. км дорог, переведя их в первую и вторую категории. Это придаст новый импульс развитию отрасли и экономики страны. 

На сегодняшний день перед Министерством поставлена задача провести средний ремонт 10 тыс. км дорог. В прошлом году работы начались на 5 тыс. км, в том числе 1 тыс. км была введена в эксплуатацию. В этом году будет проведен средний ремонт на оставшихся 4 тыс. км и на новых 2,6 тыс. км. Общий объем среднегодового ремонта составит 6,6 тыс. км. Этот метод позволил сократить сроки реализации проектов в 3 раза и уменьшить затраты в 7 раз. Указанные дороги являются проектами, направленными на соединение межрегиональных и районных дорог, и предназначены непосредственно для улучшения благосостояния населения, — сообщил министр.

Самые масштабные работы запланированы в Северо-Казахстанской, Акмолинской и области Абай. Дороги, которые не ремонтировались от 30 до 50 лет, Петропавловск – Жезказган, Кандыагаш – Шалкар, Жанаозен – гр. Туркменистана, Караганда – Аягоз – Бугаз будут полностью отремонтированы.

В своем выступлении министр одной из важных составляющих по обеспечению бесперебойного движения транспорта назвал нормативное содержание дорог. В последние годы парк дорожной техники был значительно обновлен. Однако, в связи с истечением срока службы, устаревшая техника также выводится из эксплуатации. В период с 2023 по 2024 год приобретено 525 единиц специальной техники, в этом году планируется закуп 470 единиц. С учетом покупок и списания – парк техники для обслуживания дорог достигнет почти 2,9 тыс. единиц.

Еще одной важной составляющей нормативного содержания дорог является обеспечение финансирования. С целью снижения нагрузки на бюджет и обеспечения самоокупаемости на участках, где завершены реконструкция и ремонтные работы, продолжает вводиться поэтапно статус “платной дороги”. На данный момент по всей стране действует платная дорожная система протяженностью 3,2 тыс. км. В 2024 году доход составил 48 млрд тенге. В текущем году будет введено дополнительно 4 тыс. км платных участков, с которых доходы составят 60 млрд тенге, а в следующем году они могут достичь 100 млрд тенге. Рассматривается вопрос о том, чтобы часть средств, полученных с платных дорог, направить на погашение процентных ставок по кредитам, взятым для строительных работ, — подчеркнул Карабаев.

Кроме того, министр упомянул развитие сервисных объектов вдоль дорог. В стране функционируют 1 446 сервисных объектов, 90% из которых соответствуют национальным стандартам. В 2025 году планируется довести этот показатель до 100%, а также привлечь крупных инвесторов для строительства более 400 современных сервисных объектов.

Для создания современных сервисных объектов вдоль дорог крупные инвесторы – QazaqOil, RoyalPetrol и Compass – планируют построить и модернизировать более 400 объектов. Компания Petro Retail разрабатывает систему сервисных объектов вдоль дорог. До 2029 года планируется строительство 60 комплексных объектов, из которых 10 единиц будут реализованы в этом году. Объем инвестиций составит 120 млрд тенге, — отметил министр транспорта.

В этих объектах будут предусмотрены места для отдыха, стоянки для TIR и автозаправочные станции. На основе развития сервисных объектов вдоль дорог в стране будет сформирована первая национальная сеть гостиниц и их франшиза. Это не только повлияет на развитие транспортного процесса, но и поспособствует развитию автотуризма. Данные работы реализуются благодаря своевременно принятым решениям Инвестиционного совета.

Кроме того, проводятся масштабные работы на местных дорогах общей протяженностью 70 тыс. км. Наблюдается рост объема паритетного финансирования со стороны местных органов власти. Конкретно, в этом году акиматы выделяют 191 млрд тенге на дорожные работы. Ремонтом будут охвачены 4,2 тыс. км дорог.

В настоящее время в дорожной отрасли проводятся поэтапные работы по внедрению цифровых технологий. На всех платных участках дорог успешно работает система оплаты проезда «KazToll». В 2024 году завершена интеграция с системой ЕРАП Генеральной прокуратуры, и запущен проект «Средняя скорость». Также внедрена система Smart Road Diagnostic System, которая с использованием технологий искусственного интеллекта позволяет сократить время оценки состояния дорог до 4 часов. Кроме того, в этом году завершится интеграция системы Автоматизированных измерительных станций с ЕРАП, что создаст условия для оптимизации административных процедур в отношении тяжелых транспортных средств.

В соответствии с поручением Президента, на базе существующих цифровых систем в дорожной отрасли будет создана единая цифровая платформа «E-Joldar», которая будет интегрировать их. Платформа будет включать в себя систему сбора и учета информации об автомобильных дорогах и обеспечит прозрачность процессов развития дорожной отрасли, а также надежный контроль и эффективное управление дорожными активами.

На базе платформы будет автоматизирована связь между пользователями автодорог, активными гражданами, местными исполнительными органами и специалистами, ответственными за управление дорожными активами.

Внедрение платформы запланировано на первую половину 2026 года. Министерство примет все необходимые меры для качественного выполнения дорожных проектов и своевременно их реализует, — заверил министра транспорта.