Условия гарантии на авто могут измениться в Казахстане

Фото: depositphotos.com

Заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Серик Кусаинов объяснил, почему в Казахстане до сих пор возникают проблемы с возвратом и ремонтом новых автомобилей, передает Tengri Auto.

По словам Кусаинова, в конце 2021 года, когда депутаты принимали закон о промышленной политике, в него были внесены поправки, касающиеся так называемых "технически сложных товаров". Тогда под это определение попали автомобили, катера, тракторы и другие сложные механизмы. Это означало, что на такие товары не распространялись общие нормы защиты прав потребителей, действующие, например, для бытовой техники или смартфонов.

"Эти поправки вносились в рамках закона о промышленной политике, ответственным за который было Министерство индустрии. Мы, как орган по защите прав потребителей, не отвечали за этот закон. Но в итоге туда была включена норма, которая фактически ограничивала права граждан на возврат или обмен автомобиля, если тот оказался с дефектом", - пояснил Серик Кусаинов.

По его словам, эта ситуация вызвала большое недовольство среди граждан, так как количество жалоб на автосалоны и недобросовестных дилеров растет.

"Жалоб действительно много. И на новые автомобили тоже. Статистику, к сожалению, сейчас назвать не могу, но пример могу привести. Женщина купила автомобиль ZEEKR, и у нее возникли серьезные проблемы. Ей отказались возвращать деньги или менять машину. Ее буквально "гоняли" между дилером и сервисом. Лишь после нашего вмешательства удалось восстановить ее права", - рассказал он.

Кусаинов отметил, что в новом законопроекте, который сейчас рассматривается в Мажилисе, спорная норма об "исключениях для технически сложных товаров" уже убрана. Таким образом, планируется вернуть прежний порядок, при котором автомобили снова будут подпадать под полную защиту закона о правах потребителей.

"Скорее всего, как говорил депутат Абенов, депутаты будут настаивать, чтобы эти исключения больше не появлялись. Общество этого ждет. Люди не понимают, почему по сотовым телефонам есть четкая защита, а по автомобилям - нет. Мы, как Комитет, полностью поддерживаем идею вернуть защиту для автолюбителей. В действующем законе о правах потребителей тоже много хороших норм, и мы стараемся их использовать максимально эффективно", - подчеркнул Кусаинов.

Таким образом, если депутаты окончательно уберут спорную норму, покупатели автомобилей смогут, в случае заводского брака, рассчитывать на возврат машины или обмен без затягивания сроков, как это происходит с другими товарами.

Спрос на услуги такси в Казахстане достиг рекордных показателей в январе-феврале 2025 года. За этот период такси перевезли 20,6 миллиона пассажиров, что в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.