Инженер новой эпохи: Арман Кульбеков — о казахстанских разработках в ракетной технике

Фото: из личного архива Армана Кульбекова

18 лет в ракетно-космической отрасли, участие в запусках с Байконура, Восточного и Куру, испытания двигателей ракет «Союз» и переход к казахстанским разработкам — таким опытом может похвастать не каждый инженер. Сегодня Арман Кульбеков — заместитель директора департамента реактивного движения Национального центра космических исследований и технологий. Мы поговорили с ним о профессиональном пути, технологиях, которые он помогает развивать в Казахстане, и о том, зачем нужно возвращаться.

От старта карьеры до пусков в Гвиане

Свой путь в аэрокосмической отрасли Арман начал в 2007 году — с работы в Национальном аэрокосмическом агентстве Казахстана. Уже тогда он был целенаправленно настроен стать инженером-испытателем: профильное образование он получил в Московском авиационном институте по специальности «Испытания летательных аппаратов». Его дипломный проект касался разработки ракеты носителя среднего класса, что заложило фундамент будущей профессиональной специализации.

В 2009 году Арман перешёл в совместное предприятие «Байтерек», где занимался разработкой проектной документации под будущую стартовую площадку ракеты-носителя «Ангара». Он вспоминает, что на этом этапе пришлось впервые столкнуться с необходимостью адаптировать российские технические стандарты к казахстанской нормативной базе, что стало своеобразным вызовом молодому инженеру.

А в 2011 году начался самый насыщенный период — работа на Байконуре в составе российского Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). В составе оперативных групп он участвовал в предстартовой подготовке, обслуживал системы обеспечения сжатыми газами и узлы стартового комплекса, курировал проведение испытаний и проверок на функционирование вышеуказанных систем.

Я обслуживал стартовые комплексы, участвовал в предпусковой подготовке. Это была школа оперативной инженерии: всё на месте, всё вживую. Ты не просто читаешь инструкции, — ты отвечаешь за успешный пуск, — говорит Арман.

Позже он был направлен в Куру — европейский космодром во Французской Гвиане, где в рамках программы Arianespace участвовал в пусках российских ракет «Союз» по европейским программам Galileo, OneWeb и другие международные миссии. Работал сначала в составе Роскосмоса, затем как инженер по испытаниям ракетных двигателей РН Союз от самарского ракетного завода «Прогресс». Его функции включали проверку телеметрии, координацию узловых работ с партнёрами ESA и CNES, ведение технического журнала испытаний.

Французская Гвиана — это джунгли, тропический климат, но колоссальный уровень организации. Всё — чётко, по протоколу. Уровень интеграции европейских и российских технологий был высоким, и я горжусь тем, что был частью этого проекта, — отмечает инженер.

Испытания двигателей и «сухой» вывоз

С 2015 по 2024 год Арман работал на заводе «Прогресс», где отвечал за испытания двигателей первой и третьей ступени ракеты «Союз». Участвовал в сухом вывозе на Восточном, а также в подготовке и пусках на Байконуре, Куру и Восточном. По его словам, каждый запуск — это результат огромной командной работы, где важна точность в каждой мелочи.

Испытания двигателя — это не просто “включить и посмотреть”. Это диагностика, проверка работы в разных режимах, анализ данных. Были случаи, когда по посторонним шумам, нехарактерным для нормальной работы, мы находили отклонения ещё до возможного сбоя — и это позволяло избежать потерь на миллионы долларов, — делится он.

Он также принимал участие в аварийных анализах, когда происходили сбои. Его предложения по модернизации систем были приняты на уровне производства и включены в рабочие регламенты. Арман говорит, что именно тогда он понял: важно не только выполнять инструкции, но и критически осмысливать процессы, вносить предложения, думать наперёд. Это и отличает инженера будущего.

Во время одного из запусков, вспоминает он, потребовалась экстренная замена ключевого компонента системы заправки. Команда под его руководством приняла нестандартное инженерное решение, которое позволило уложиться в окно старта. Этот опыт укрепил его уверенность в силе инженерной интуиции, подкреплённой знаниями и опытом.

Возвращение и запуск отечественных разработок

В 2024 году Арман Кульбеков принял важное решение — вернуться в Казахстан. Он занял должность заместителя директора департамента реактивного движения в Национальном центре космических исследований и технологий (НЦКИТ) и сегодня курирует направление разработки отечественных двигательных установок и испытательных стендов.

За 10 лет многое изменилось. Появилось новое поколение инженеров, и мне захотелось передавать опыт здесь, дома. Тем более, мы начали реальные разработки, — говорит он.

Сейчас команда Кульбекова работает над проектами жидкостных и твёрдотопливных двигателей, в том числе для малых ракет и беспилотных платформ. Один из недавних прорывов — успешные лабораторные испытания отечественного твердого топлива с удельным импульсом 254 секунды. Несмотря на то, что это только начало и первое приближение к ракетному топливу, определенные результаты уже есть, цифры говорят сами за себя. 

Это был экспериментальный состав, в основе которого были алюминий-перхлоратные компоненты. Мы добились стабильной тяги и предлагаем расширять испытательную базу в рамках казахстанских исследовательских лабораторий, — рассказывает он.

Казахстанский рынок в этом направлении только формируется, разработка таких компетенций на месте позволит стране обеспечить технологическую независимость в ключевых направлениях аэрокосмоса.

Наука, патенты и публикации

Арман активно занимается научной деятельностью. В 2024 году он стал соавтором научной статьи в международном журнале Eastern-European Journal of Enterprise Technologies (DOI: 10.15587/1729-4061.2025.320496). Материал посвящён разработке новых материалов для аэрокосмической отрасли.

Также он является соавтором патента RU2492517C2 — разработки космической системы единого времени на основе пульсаров. Это решение, по словам инженера, может стать основой автономной подсистемы, которая, в свою очередь, может улучшить работу существующих систем навигации, таких как GPS, ГЛОНАСС или любой другой.

Кроме того, Арман курирует студенческие проекты, выступает в университетах, консультирует стартапы. Его задача — не только развивать направление, но и выращивать сообщество инженеров-новаторов.

Если в России, США и Китае такие системы уже тестируются, то Казахстан может занять нишу как разработчик прикладных решений — программного обеспечения, сенсорных систем, алгоритмов ориентации. Мы не обязаны догонять, можно занять свою высоту, — считает Кульбеков.

Он также подчёркивает важность междисциплинарного подхода, где в одной команде работают специалисты из аэродинамики, электроники, ИИ и материаловедения.

Молодым — оставаться и делать

На вопрос о будущем казахстанской космической отрасли он отвечает просто:

Перспективы есть. Главное — перестать мыслить категориями “нам дадут” и начать строить своё. У нас есть инженеры, есть площадки, есть амбиции. Нужно только последовательное развитие.

Он также считает, что молодым специалистам не обязательно уезжать за рубеж, чтобы реализоваться:

Мир меняется. Сегодня ты можешь получить опыт за границей, но обязательно вернись — здесь ты нужен. У нас слишком долго космос был чем-то “чужим”. Время это менять.

Именно молодёжь, считает он, способна преодолеть инерцию, сломать барьеры и создать экосистему, где наука, инженерия и предпринимательство идут рука об руку. В ближайшие годы в Казахстане планируется запуск программы акселерации аэрокосмических стартапов, и он надеется, что новые команды смогут предложить решения мирового уровня.

Казахстан уже делает шаги от статуса площадки запусков к роли активного участника отрасли. И такие инженеры, как Арман Кульбеков, — доказательство того, что переход от эксплуатации к собственным разработкам возможен, если за дело берутся те, кто знает космос изнутри — и верит в него здесь, на Земле. Настало время формировать своё поколение инженерных лидеров — с казахстанской пропиской и глобальными амбициями.