Национальный банк Казахстана сообщил об увеличении числа случаев мошенничества, направленных против граждан старшего возраста с использованием цифровых технологий и методов социальной инженерии, передает kazlenta.kz.
Злоумышленники применяют различные сценарии обмана, оказывают психологическое давление и вынуждают жертв принимать необдуманные решения. Чаще всего используются следующие схемы:
- представляются сотрудниками пенсионного фонда и обещают «перерасчет» пенсий или дополнительные выплаты;
- выдают себя за представителей страховых компаний с «выгодными» предложениями по приумножению накоплений;
- сообщают о компенсациях за лекарства, требуя личные данные и финансовые операции;
- имитируют чрезвычайные ситуации, утверждая, что родственники попали в беду, и требуют срочной передачи денег;
- представляются правоохранителями или сотрудниками Нацбанка, убеждая продать недвижимость и перевести средства на «безопасные» счета, которые на самом деле принадлежат мошенникам.
Нацбанк рекомендует родственникам и опекунам пожилых людей настроить блокировку неизвестных номеров на мобильных устройствах, а также регулярно напоминать о рисках перехода по сомнительным ссылкам и установки подозрительных приложений. Дополнительно советуют активировать функцию доверенного лица в банковских приложениях, чтобы подтверждать или отклонять сомнительные операции.
В случае подозрительных звонков или сообщений гражданам рекомендуется обращаться в банки второго уровня или в правоохранительные органы.