Более 40 тысяч машин угнали, а нашли всего 223. При этом вернулись к своим хозяевам и того меньше – всего 66 автомобилей за 15 лет! Цифры совсем необнадеживающие. Поэтому соглашение стран СНГ о помощи при возврате укарденного транспорта вызвало сегодня в Мажилисе бурное обсуждение. Народные избранники показали, что знают о способах угона не меньше министра внутренних дел, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на Первый Канал Евразия.
СВЕТЛАНА ПЕНЬКОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
"ВИН-код – 17-значный набор букв и чисел, который подтверждает, что перед вами именно та машина, которая значится в документах производителя. На моей машине он под лобовым стеклом, но в большинстве случаев его выбивают на кузове авто, поэтому в народе до сих пор называют "номером кузова".
Именно его подделывают угонщики. Способов несколько: перебивают цифры или вырезают вместе с железом и вваривают другой кусок с нужными данными. И вот уже готов двойник украденного авто. По факту это оно и есть, а по документам - другое. Потом такие машины зачастую перегоняют в соседние страны, и там уже реализуют. 2 года назад жительница Костаная Алита Русанова нашла украденный у нее автомобиль в Екатеринбурге на сайте объявлений. Чтобы убедиться, что авто действительно ее, она отправилась в соседнее государство.
Алита Русанова – пострадавшая:
"Мы посмотрели свою машину, мало того, в багажнике еще и мои вещи находились. После этого мы обратились в полицию, машину отогнали на штрафстоянку, нас допросили, и мы уехали к себе домой".
Забрать свою машину женщина так и не смогла - она сгорела на штрафстоянке. Но российские следователи пришли к выводу, что в процессе были замешаны правоохранители, и начали свое расследование.
Нурлан Нигматулин, председатель мажилиса парламента РК:
"Понятно же, что не обходится без людей в погонах как в Казахстане, так и в других странах. Эти данные, а это индивидуальные данные VIN-кодов, они же не существуют в поликлиниках, в ВУЗах или на улице у пассажиров, у людей. Они существуют у людей, которые на этих вопросах сидят. Надо посадить на эти вопросы порядочных людей, вот и все".
Министр внутренних дел правоту мажилисменов признал, но отметил: к этим данным имеют доступ не только полицейские.
Ерлан Тургумбаев, министр внутренних дел РК:
"Практически 5 ведомств. Теперь мы делаем закрытые персональные данные, должен быть удаленный доступ. Когда кто-то из сотрудников заходит в эту базу, запрашивает данные о машинах, должен оставлять след".
К таможне у народных избранников тоже вопросы. Ратифицируемый договор идет с поправкой, что мы не обязаны поддерживать общую базу данных СНГ. Оказалось, что эта мера вынужденная.
Дархан Дильманов, директор пограничной службы КНБ РК:
"У нас просто не соединены наши системы "Беркут" и информационная система МВД. Мы попросили немного отсрочку, чтобы соединить 2 системы".
Нурлан Нигматулин, председатель мажилиса парламента РК:
"Возьмите у МВД ориентировки по угнанным авто, занесите их в систему "Беркут" и просто поставьте на погранпереходах видеокамеры с высоким техническим разрешением. И все – у вас будет сигнал: такой-то автомобиль, пересекающий границу, находится в ориентировке. Как только подаётся сигнал, сразу закрывается проезд. Выделяйте этот автомобиль из общего потока на площадку, чтобы общий поток не держать. В течение 10 минут вы все выясните".
Светлана Пенькова, корреспондент:
"Еще 2 года назад эксперты предлагали сделать электронные паспорта машин ближайшего зарубежья. Чтобы при покупке в любой стране можно было через единую базу проверить, не числится ли эта машина в угоне, или похожая на нее. Это уже было бы сигналом потенциальному покупателю проверить, а всё ли в порядке с ВИН-кодом, не перебит ли он, не исправлены ли заветные цифры".