Приход российских и американских ретейлеров на казахстанский рынок ударит по отечественным дистрибьюторам. Такое мнение выразил генеральный директор компании Magnum Азамат Османов во время конференции "Конкуренция в сфере торговых сетей", сообщает kazlenta.kz со ссылкой на lsm.kz.
Османов приветствует приход иностранных игроков на рынок Казахстана, если они смогут повысить стандарт для производителей и поставщиков. Но он добавил, что и без прихода российских ретейлеров доля их продукции на казахстанском рынке достигает 30%.
Однако присутствие российских игроков, как, например, X5 Retail Group с сетью "Пятерочка" негативно скажется на казахстанских дистрибьюторах.
"Сегодня российские сети заканчивают окучивать Сибирь, и дальше неосвоенными для федеральных сетей остаются Владивосток, Хабаровский край. Казахстан привлекательные, чем идти дальше туда на Восток. Зайдут ли они в 2021, 2022 году, – это вопрос времени. И чем позже они зайдут, тем лучше для наших производителей", – считает глава компании.
Говоря о масштабе российского рынка ретейла, гендиректор торговой сети рассказал, что игроки из низов топ-10 имеют доходность больше, чем самая крупная сеть Казахстана.
Османов также обратил внимание на изменение казахстанского рынка ретейла. По его мнению, сейчас идет акцент на формат магазинов у дома. По данным Османова, один гипермаркет может окупаться 10 лет, более того, инвестиции в такой формат рискованной из-за высокой волатильности рынка.
Кроме того, Османов сетует, что для продуктовых сетей нет льготных программ.
"Мы рады, что есть министерство торговли в целом, но пока никаких льготных программ для торговых продуктовых сетей нет. Еще нас демонизируют перед производителями, которые якобы не могут попасть к нам на полки", – выразил мнение Османов.
Помимо этого, глава Magnum выразил намерение провести в будущем листинг компании на бирже. В самой компании заявили, что пока нет подробностей по данному плану сети.
Также на конференции выступила директор департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Асемгуль Нурмагамбетова. Она рассказала, что развитие рынка ретейла Казахстана оставляет желать лучшего.
"В целом по структуре рынка зарегистрированы 263 торговых объекта с площадью от 2 до 10 тыс. кв. м. В 2016 году их количество составляло 268. В целом по всему крупному ретейлу за последние четыре года количество торговых объектов фактически остается неизменным. Если сравнивать с другими странами, в Казахстане наблюдается низкий уровень развития рынка ретейла. Из 263 крупных торговых объектов 136 специализируются на продуктовой торговле. Основные из них сосредоточены в Нур-Султане и Алматы – это 116 торговых объектов", – привела данные Нурмагамбетова.
Представитель агентства также напомнила, что по закону к торговым сетям существуют как технические, так и ценовые требования.
"Первое – государство регулирует цены на социально значимые продовольственные товары. Второе – размер вознаграждения не должен превышать 5%. Третье – размер торговой надбавки должен быть не более 15%. Дополнительно имеются требования по выделению полочного пространства – не менее 30% для размещения отечественного производства", – пояснила Нурмагамбетов.