Нарушения были выявлены при монтаже циклотрона, системы сбора и хранения жидких радиоактивных отходов, позитронно-эмиссионного томографа и гамма-камеры. Свои заключения по абсолютно наплевательскому отношению экс-подрядчиков к проекту выносили не только специалисты местного уровня, но и представители МАГАТЭ и фирм-производителей уникального оборудования.
Наибольшие нарекания, как все помнят, вызывала именно система сбора и хранения ЖРО. По словам доктора технических наук, профессора ВКГТУ Валентины Колпаковой, то, что сегодня увидели журналисты - это небо и земля по сравнению с тем, что было, когда она входила в состав комиссии по нарушениям.
- Мы тогда были просто в шоке, потому что ничего в этой системе не соответствовало стандартам, - говорит Валентина Павловна. - Начнём с того, что использование сварных швов недопустимо в таком проекте, через них могла уходить радиация, причиняя непоправимый вред персоналу и пациентам центра. Когда производился демонтаж, выяснилось, что используемые баки - это какие-то емкости для АЗС, все держалось на подпорках из дерева. Кроме того, положенный срок хранения - 132 дня - там не соблюдался бы, в результате чего начал бы накапливаться метан. А мы все знаем, что происходит, к примеру в шахтах, когда взрывается метан. Это грозило бы гибелью людей.
Отметим, что после 16 (!) судебных разбирательств, в том числе и двух уголовных, директор бывшей фирмы-генерального подрядчика проекта ТОО «ИртышГэсСтрой» был осужден к 8,5 годам лишения свободы за нанесённый государству колоссальный ущерб в размере 2,5 миллиардов тенге.
Сейчас система сбора и хранения ЖРО является безопасной и соответствует всем мировым стандартам. Что касается циклотрона, то согласно выводам экспертной комиссии, помещение никак не подходило для его установки и использования. На протяжении семи лет он оставался не смонтированным, не соблюдались условия хранения.
- Проектная толщина плиты для защиты от радиационного излучения не была соблюдена, - рассказала начальник ПТО Национального ядерного центра РК Оксана Журина. - Она должна была быть бетонной и толщиной 2,5 метра, а при детальном обследовании выяснилось, что бетона там всего восемь сантиметров, а остальное - пена. Это могло привести к облучению персонала. Кроме того, обслуживать циклотрон (в данном случае бельгийский) может только компания-производитель. После того, как они приехали и посмотрели в каких условиях находится аппарат, а на него в течение долгого времени капала вода, бельгийцы отказались дать гарантию и обслуживать. Именно поэтому была необходимость приобретения нового циклотрона. Таких агрегатов в мире всего 41, один из них - в нашем центре.
Бывший подрядчик также допустил нарушения при монтаже позитронно-эмиссионного томографа и гамма-камеры Symbia производства компании Siemens. В результате завод-изготовитель выдал экспертное заключение о необходимости замены кристаллов и системы ОФЭКТ, что уже было произведено новым подрядчиком ТОО «Фирма Азия».
По сравнению с вышеуказанными проблемами, которые могли повлечь за собой гибель и облучение людей, недочеты в системах вентиляции, электро- и водоснабжения уже не кажутся такими серьезными, но и об этом нельзя молчать.
Медицинское учреждение мирового уровня должно соответствовать всем стандартам, даже если речь заходит об окнах и дверях. Внутренняя отделка уже восстановлена, запуск инженерных и технических систем произведён - без этого объект никак не смогли бы сдать в эксплуатацию.
Очевидно, что затянувшееся строительство и ввод Центра ядерной медицины и онкологии в эксплуатацию - это не чей-то каприз или прихоть, а на то были веские причины, главная из которых - угроза жизни и здоровью людей.
Сейчас объект введён в эксплуатацию, запуск проходит поэтапно, в апреле начало работу отделение радионуклидной диагностики, в скором времени стартует запуск отделения радионуклидной терапии, а на третьем этапе заработает циклотронный комплекс, блок производства и контроля качества радиофармпрепаратов и позитронно-эмиссионный томограф.
Сейчас идут процедуры получения разрешительных документов на запуск оборудования. После полного запускала ЦЯМиО сможет принимать 6600 пациентов в год, а это почти 80% тех, кто состоит на учете.