Казахстанские заводы по производству сахара не выдерживают конкуренции с российскими и белорусскими. Два из четырех производств приостановились. Об этом сообщил председатель Наблюдательного совета сахарных производителей Жамбылской области Нуржан Каирбеков, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на LS.
По его словам, в республике объем потребления российского и белорусского сахара составляет 60%. При этом любое колебание цен на продукцию у них отражается на Казахстане.
"В этом году сахар-сырец и белый сахар очень подорожали, это мировая тенденция роста цен. Сахар-сырец закупается из Бразилии, на его стоимость влияют курс доллара и биржевые котировки, по которым начиная с января и по май устойчивая динамика роста цен. Кроме того, на 15% увеличилась стоимость транспортировки сырья через территорию России до Казахстана", – сообщил Каирбеков на встрече с главой Агентства по защите и развитию конкуренции Сериком Жумангариным.
Также на стоимости производства сахара сказывается подорожание газа в Жамбылской области, который составляет около 60% затрат. Кроме того, выросли в цене ж/д транспортировка внутри Казахстана и все сопутствующие материалы, необходимые для производства.
Из четырех казахстанских сахарных заводов в настоящее время Аксуский и Меркенский приостановили свою деятельность, а Таразский из 25 тыс. тонн производственных мощностей сейчас вырабатывает 15-17 тыс. тонн в месяц из-за нехватки оборотных средств.
Вместе с тем 23 апреля 2021 года вступило в силу решение ЕЭК* на беспошлинный ввоз в страны экономического союза сахара-сырца и белого сахара со сроком действия до 30 сентября. Однако в Казахстане данный документ еще не утвержден, поэтому воспользоваться нормой, позволяющей беспошлинный ввоз сырья, производители пока не могут. В то время как в России уже активно импортируют белый сахар с мирового рынка, а в Казахстан экспортируют свой.
"Четыре казахстанских завода не выдерживают конкуренции с 75 заводами России и четырьмя заводами Беларуси, которые работают на свекле. Рынок у нас общий и он насыщен сахаром российского и белорусского производства. В Жамбылской области свеклы производится так мало, что переработка всего урожая у Меркенского сахарного завода занимает 75 дней. Все остальное время завод простаивает. Невозможно развивать производство при таких масштабах. При насыщенности рынка сахаром из соседних стран увеличивать производство сахара из тростника в стране нерентабельно, так как это приведет к перенасыщению рынка. В то же время при наших имеющихся мощностях мы не можем экспортировать сахар, произведенный из тростникового сахара-сырца. Узбекистан закрыт от нас пошлинами на ввоз, а внутри Таможенного союза запрет связан с тем, что у нас льготная ставка в размере 5% от стоимости сырца в рамках ВТО. Тогда как из России и Беларуси сахар в Казахстан заходит спокойно. Нам нужно доступное сырье: если бы сахар-сырец был дешевле или в Казахстане производили больше сахарной свеклы, мы могли бы обеспечить себя своим сахаром", – пожаловался Каирбеков.
В этом году в России ожидают 6 млн тонн сахарной свеклы, в Казахстане – около 500 тыс. тонн.
Производители отметили, что работать на сахаре-сырце проще, чем на свекле: производственный цикл сокращается на 30%, а выход готового продукта составляет 98,5-99,2%, тогда как из свеклы всего 12%. Однако маржинальность производства при переработке свеклы больше, чем при переработке сырца.
"Для загрузки только Меркенского завода нужно в три раза увеличить объем производства свеклы в Казахстане. Мы уже увеличили стоимость закупки свеклы у фермеров на 20%, но этого недостаточно. Не будет свеклы – будем зависимы от тростника", – спрогнозировал Каирбеков.
Тем временем, по мнению президента Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурызгалиевой, кроме увеличения посевных площадей необходимо решать вопрос с поливной водой в свеклосеющих регионах, в том числе с реконструкцией ирригационной системы.
*"О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза в отношении сахара белого и сахара-сырца тростникового".