Мера заявлена с 1 января 2019, но рост цен на топливо продолжится в этом году.
Правительство повысит акцизы на бензин с 1 января 2019 года, заявил вице-премьер Дмитрий Козак. Чиновники идут на этот шаг, несмотря на беспокойную ситуацию на топливном рынке. В июне, из-за предшествующего резкого взлета оптовых и розничных цен на горючее, власти решили повременить с повышением акцизов. Но стоило табло на заправках немного стабилизироваться, как кабинет министров тут же вернулся к намеченному плану по росту акцизов. Расплачиваться в результате придется рядовым автомобилистам.
Причем, как поясняют эксперты, цены на бензина снова начнут расти, не дожидаясь 1 января. Толкать их вверх будут еще несколько факторов. Прежде всего, речь идет о повышении НДС, инфляции, ослаблении рубля, антироссийских санкциях, а также удорожание нефти на глобальных рынках. В результате цены на бензин вырастут как минимум на 5% до Нового года.
Повышение акцизов на бензин — дело привычное, которое и раньше случалось регулярно. Однако в текущем году на этот фактор наложились еще сразу несколько — ослабление курса рубля и рост цен на нефть на мировом рынке. В результате к маю цены на АЗС подскочили на 7,7%, опередив инфляцию в 4,5 раза. «Негативная на тот момент ситуация на топливном рынке, что называется, «подсветила» нам проблемы будущего», — заявил Козак.
Правительство не смогло игнорировать такие высокие колебания, тем более, что общественность стала выражать недовольство. Поэтому чиновники решили, чтобы сбить волну подорожания бензина, отказаться от повышения акцизов с 1 июля и перенести их на 1 января будущего года. Если бы они этого не сделали, то, по оценкам экспертов, стоимость литра 95-го бензина вышла за пределы 50 рублей еще этим летом.
Более того- правительство с 1 июня срочно снизило акцизы на 3 тыс. рублей на тонну бензина и на 2 тыс. рублей на тонну дизельного топлива. Однако стоило ценам немного стабилизироваться, чиновники тут же поспешили вернуть все на круги своя. «Акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года» — сказал Козак. То есть с 1 января 2019 года акцизы вырастут на 2,7 тыс. рублей за тонну дизеля и 3,7 тыс. рублей на тонну бензина (до 8,258 тыс. руб. и 11,892 тыс. руб. за тонну соответственно).
Как поясняет аналитик eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, пойти на такой шаг правительство вынудила перманентная нехватка денег в казне. Дело в том, что акцизы — одна из основных статей пополнения бюджета. А тут еще майские указы президента висят над обновленным кабинетом Дмитрия Медведева дамокловым мечом. «Видимо, выручить деньги каким-либо другим способом на данный момент у правительства просто нет возможности», — отмечает эксперт.
Козак заверяет, что, несмотря на повышение акцизов, на АЗС «скачка цен на бензин не будет». «Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — пообещал вице-премьер.
Однако эксперты сомневаются в наличии у чиновников действенных инструментов против повышения цен на бензин. «Мы неуклонно движемся к выравниванию стоимости бензина внутри страны и на внешнем рынке, где они выше», — поясняет руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов.
По его словам, в условиях не падающей по стоимости нефти, у производителей просто нет стимулов к снижению цены внутри страны. Дело в том, что начиная с 1 января 2019 года в течение 6 лет будет проводиться так называемый налоговый маневр. Он подразумевает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% от цены «черного золота», а также сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты параллельно с повышением налога на добычу полезных ископаемых. В результате нефтяники будут поднимать цены на нефтепродукты, а за ними следом вынуждены будут переписывать ценники и АЗС. Никто в убыток себе работать точно не станет.
Как обычно, крайними окажутся рядовые российские потребители. Кроме того, помимо акцизов и налогового маневра, против кошельков населения работают и другие факторы. «На формирование цены бензина влияют стоимость нефти, повышение НДС, американские санкции, ослабившие рубль, а также сезонные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах», — поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Поэтому рост цен на бензин, скорее всего, мы увидим еще до начала 2019 года, когда ожидаемо вырастут НДС и акцизы. «Все эти факторы могут привести к очередному витку напряженности на рынке и увеличить стоимость топлива на 5% еще до вступления изменений в силу. Правительству под силу оказать долгосрочное влияние на цены на бензин, однако оно не способно оперативно изменить ситуацию», — подчеркивает Мащенко.