В настоящее время сфера электронной торговли развивается динамично. Повсеместно каждый из нас сталкивался и совершал покупки в онлайн режиме, в том числе в знакомых нам Wildberries, Kaspi-магазине и других электронных платформах. Наряду с увеличением совершения покупок через электронную площадку, отмечается рост обращений потребителей на электронные платформы. Если за 2022 года в Комитет по защите прав потребителей и территориальные департаменты поступило 2663 обращений, то за аналогичный период 2023 года поступило 7732 на сферу электронной торговли, передает kazlenta.kz.
Из всех сфер, по которым больше всего обращаются казахстанцы, как отметили в Комитете по защите прав потребителей, наибольший темп роста обращений произошел именно в сфере электронной торговли.
Основные обращения поступают в адрес маркетплейса Wildberries касательно отсутствия информации о товаре и продавце, несоответствия предлагаемого товара описанию, отказе сайтов в возврате товара и денег. Наблюдается рост числа жалоб касательно участившихся фактов мошенничества на электронных торговых площадках, – сообщает главный эксперт управления контроля и координации КЗПП Жансая Дадын.
Текущая деятельность маркетплейсов в Казахстане на сегодняшний день
Зачастую мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда маркетплейс отстраняется от проблем потребителя, объясняя тем, что он не продает товар, а только лишь дает потребителю информацию о товаре, который продается другим продавцом на этой площадке. Такого быть не должно. Маркетплейс должен нести ответственность перед потребителем и принимать максимально возможные меры, чтобы на его площадке потребитель не был обманут недобросовестным продавцом. Недобросовестные предприниматели не должны допускаться к работе на торговой площадке, – уверен исполняющий обязанности руководителя Управления контроля и координации КЗПП Бакдаулет Ибраимов.
На сегодняшний день у маркетплейсов нет никакой ответственности за нарушение прав потребителей на их электронных платформах.
Маркетплейсы в рамках гражданского законодательства в частном порядке могут заключать определенные договоры и соглашения о добропорядочности с предпринимателями.
Однако стоит отметить, что наличие этих соглашений или их обязательное выполнение законодательством не регламентировано.
Об общих подходах к защите прав потребителей в электронной торговле
В июне вступила в силу рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии, определяющая общие подходы к защите прав потребителей в электронной торговле.
Рекомендация разрабатывалась всеми странами Союза.
Положения рекомендации основаны на результатах масштабного опроса потребителей государств-членов ЕАЭС, и сфокусированы на самых основных вопросах, с которыми сталкиваются покупатели при покупке товаров (работ, услуг) на интернет-площадках.
Основная идея и цель документа заключается в том, что субъекты электронной торговли должны нести ответственность перед потребителями.
Одно из главных рекомендаций ЕЭК касается маркетплейсов.
«Оператор электронной торговой площадки оказывает содействие продавцам и потребителям в коммуникации и разрешении споров между ними, а также принимает меры по соблюдению продавцами требований законодательства о защите прав потребителей».
Следует понимать, что документ, принятый Комиссией, носит рекомендательный характер для стран Союза.
Объем и полноту предлагаемых в рекомендации Комиссии механизмов защиты прав потребителей будут определять сами страны Союза.
Вместе с тем уже сейчас, при реализации бизнесом положений рекомендации на практике, мы можем отработать и оценить предложенную схему торговли электронными площадками, - подытожил исполняющий обязанности руководителя Управления контроля и координации КЗПП Бакдаулет Ибраимов.
Следует отметить, что большая часть рекомендаций уже включена в новый проект Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», который был внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан 29 июня 2023 года.
Ожидаемые изменения в сфере электронной торговли
Законопроектом предлагается дополнить основные принципы защиты прав потребителей по обязательному обеспечению защиты персональных данных о потребителях, также недопущения бизнесменами в договорах условий, нарушающих и (или) ущемляющих права и законные интересы потребителей.
Законопроектом предлагается закрепить норму для владельцев электронных торговых площадок, по обязательному включению положении о соблюдении требований Закона РК «О защите прав потребителей» при заключении с предпринимателями договора.
В случае поступления от потребителя жалобы вместе с подтверждающими материалами или уведомления уполномоченного органа о несоблюдении требований закона электронная торговая площадка должна будет принять меры, которые владелец ЭТП предусмотрел в договоре с бизнесменом.