Российские маркетплейсы Wildberries и Ozon продолжают наращивать объёмы продаж в Казахстане. В январе–августе текущего года жители РК чаще заказывали товары с этих онлайн-площадок и тратили на это больше денег. Абсолютные данные по основным показателям продаж являются закрытыми. По запросу редакции Finprom.kz пресс-службы этих двух маркетплейсов предоставили информацию по динамике индикаторов, передает kazlenta.kz.
Так, количество заказов казахстанцев на площадке Wildberries в январе–августе 2024-го выросло в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Стоимостный объём продаж увеличился заметнее — в 2,1 раза. Рост в 2023 году был ещё больше — почти в 4 раза. Маркетплейс Ozon, в свою очередь, нарастил физические объёмы продаж за первое полугодие 2024-го в 12 раз, за прошлый год — в 16 раз.
Международные площадки смогли увеличить своё присутствие в Казахстане не только из-за роста покупательской активности, но и, в первую очередь, благодаря развитию логистики. В частности, у компании Wildberries уже открыты три крупных логистических центра в больших городах РК, в настоящее время строятся ещё два — в Астане и Алматы. По данным пресс-службы Wildberries, количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ) за прошлый год увеличилось в 8,9 раза, а в августе текущего года в сравнении с концом декабря 2023-го — ещё на 52%.
Стоит отметить, что рост количества ПВЗ российских маркетплейсов — это развитие не только российского, но и казахстанского бизнеса. Ведь, как правило, пункты по франшизе открывают предприниматели из РК.
Согласно данным интерактивной карты ПВЗ Ozon, объём такой поддержки в среднем за полгода составляет 2,6 млн тг в зависимости от локации. Специалисты пресс-службы компании добавляют: в Алматы и Астане сумма финансовой помощи для предпринимателей достигает 7,1 млн тг за полгода.
В целом объём рынка электронной торговли в Казахстане за прошлый год достиг рекордного уровня: 2,4 трлн тг. Рост за год — на 24,2%. Количество транзакций увеличилось на 84,1%, до 90,2 млн.
По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, доля товаров, проданных через маркетплейсы, составила 72,4% от всего стоимостного объёма электронной торговли. В денежном выражении эта сумма приблизилась к 1,8 трлн тг. Продажи казахстанских организаций через собственные сайты были значительно меньше: всего 672 млн тг. В прошлом году этот канал реализации товаров потерял свои позиции в сравнении с маркетплейсами: объём продаж в нём сократился на 20,5%. Маркетплейсы же, напротив, увеличили свою покупательскую аудиторию и нарастили стоимостный объём продаж на 58,2%.
Согласно выводам исследования компании PwC Kazakhstan, «главными драйверами роста в 2023 году выступили международные маркетплейсы, показавшие рост в 3,7 раза, и в меньшей степени — локальные (увеличение продаж в 1,7 раза)».
Информация БНС и пресс-служб маркетплейсов показывает, что интерес к этим площадкам растёт со стороны не только покупателей, но и предпринимателей. Так, в прошлом году количество селлеров из РК на Wildberries выросло на 45%, на Ozon их стало в 4,6 раза больше. В текущем году этот интерес не угасает, маркетплейсы также сообщают о росте показателей.
Отечественные статистики собирают общие данные о количестве предприятий, которые продают свои товары и услуги через маркетплейсы. За прошлый год их число увеличилось на 62,8%, превысив 2 тысячи компаний. Тех, кто даёт объявления о продаже через собственные интернет-магазины, насчитывалось почти в 3 раза меньше: 766 предприятий.
Какие товары казахстанцы чаще всего покупают на маркетплейсах? В денежном выражении наибольшую долю занимают телефоны и различные гаджеты. Их доля в общем объёме продаж в прошлом году составляла 27,5%, а стоимостный объём продаж достигал 486,2 млрд тг. На втором месте расположилась бытовая техника: за прошлый год казахстанцы потратили на её покупку на маркетплейсах 205 млрд тг. Доля бытовой техники в общем объёме продаж составила 11,6%. Близок к этому показателю и удельный вес категории компьютеров и сопутствующих товаров: 10,1%. В 2023 году покупатели из РК купили таких товаров на 178,4 млрд тг.