По информации Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, среднедушевые денежные доходы казахстанцев за последние пять лет выросли в 2 раза. Уточним: речь идёт о данных на основе выборочных обследований. По итогам 2024 года показатель превысил 1,3 млн тг в год, тогда как в 2019-м он составлял всего 692 тыс. тг. Выходит, что расчётные месячные доходы населения в прошлом году достигли 110,7 тыс. тг, а пятилетием ранее составляли 57,7 тыс. тг.
Денежные доходы — это не только зарплата, хотя она и занимает наибольшую долю (66,1%), но и все другие финансовые поступления. В структуре общих денежных доходов казахстанцев 16,6% занимают пенсии, 9,2% — доходы от самозанятости или предпринимательской деятельности. На различные социальные пособия, жилищную помощь и АСП приходится всего 3,9%.
Помимо данных по денежным доходам на основе выборочных обследований, БНС также публикует информацию о медианных доходах населения, использованных на потребление. Этот показатель с точки зрения статистики говорит не о средних доходах граждан, а о доходах «среднего казахстанца». Итак, медианные доходы населения в прошлом году составили 93,3 тыс. тг. В региональном разрезе показатель может различаться. Это зависит как от экономики регионов в целом, так и от индивидуальной ситуации с заработком в домохозяйствах. Только в 10 из 20 регионов РК медианные доходы в прошлом году превышали средний уровень в 93,3 тыс. тг. В остальных средние доходы на одного человека были ниже, разница между отдельными регионами была весьма ощутима. Например, в одной из самых густонаселённых областей, Туркестанской, медианные доходы в прошлом году составляли всего 69,6 тыс. тг — на 25,4% меньше республиканского показателя. Крупнейшие мегаполисы отличаются самыми высокими медианными доходами на душу населения: более 126 тыс. тг — на треть больше, чем в среднем по РК.

Эти динамические показатели отражают только номинальный прирост заработной платы. Наиболее близким к действительности индикатором роста трудовых доходов считается индекс реальной заработной платы. Он учитывает инфляцию и помогает понять, изменилась ли покупательная способность получаемых за работу денег. И тут ситуация не слишком оптимистичная. Последние два года реальная покупательная способность зарплат казахстанцев увеличивалась только на 2,7%. В диаграмме видно, как сильно просел индекс за последние пять лет: в 2019 году прирост составлял 9,1%. Тенденция свидетельствует о том, что темп реального роста зарплат замедляется, причём с годами всё сильнее и сильнее.
Не всегда такая ситуация — следствие недостаточного повышения со стороны работодателей. Большую роль в медленном росте покупательной способности зарплат играет инфляция. Именно она «съедает» добавку к зарплате и не позволяет человеку ощутить, что он стал зарабатывать больше. Судя по данным БНС, уровень инфляции в потребительском сегменте товаров и услуг был максимально низким в 2019 году (5,3%), тогда же в стране наблюдался максимально высокий реальный рост заработной платы (9,1%). Противоположный пример — 2023 год, когда инфляция разогналась до 14,5%, а рост покупательной способности заработных плат соответственно резко упал до 2,7%.


Помимо этого, есть понятие модальной заработной платы — это показатель, который встречается наиболее часто среди всех зарплат работников. Судя по данным БНС, в январе–декабре 2024 года этот показатель составлял всего 97,6 тыс. тг, лишь на 12,6 тыс. тг превышая минимальную заработную плату. Соотношение модальной и среднестатистической номинальной зарплаты — 24,2%. Это значит, что наиболее часто встречающаяся заработная плата составляет всего четверть от главного статистического измерителя зарплат казахстанцев, который чаще всего используется государственными органами для анализа рынка труда. Судя по статистическим отчётам, ситуация не меняется уже несколько лет.
