В Казахстане ведется интенсивная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата. Специальные экономические и индустриальные зоны, институты развития, финансовые организации, правовая основа дали старт новому импульсу для развития национальной экономики. В текущем году к запуску готовятся 103 новых отечественных и иностранных проектов, сообщает Kazlenta.kz со ссылкой на пресс-службу FinRewiev
Инвестиционная привлекательность страны напрямую зависит от созданной инфраструктуры поддержки отечественных и иностранных инвесторов. Проводимая в республике политика по упрощению процедур ведения бизнеса и регистрации инвесторов позволила Казахстану поднять свою позицию в ежегодном рейтинге Всемирного банка. Так, в отчёте Doing Business за 2019 год позиция Казахстана улучшилась с 36-го до 28-го места (из 190 стран мира), при этом по категории «Регистрация предприятий» позиция поднялась на 5 строк, достигнув 36-го места.
Согласно отчёту, существенный положительный эффект на регулирование бизнеса оказали программа «Единое окно» для инвесторов и упрощение торговой политики за счёт внедрения электронной системы таможенного декларирования ASTANA-1. Вместе с тем обнародование судебных решений по коммерческим делам облегчило исполнение контрактов в Казахстане.
За годы независимости Казахстан привлёк 320 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций (ПИИ). При этом за последние 10 лет в национальную экономику поступило 250,2 млрд долл. США. Данная тенденция отражает эффективность инвестиционной политики. Наибольший объём ПИИ поступил в 2012 году (28,9 млрд долл. США), в 2011 году (26,5 млрд долл. США) и в 2018 году (24,3 млрд долл. США).
По итогам первого квартала 2019 года валовой приток ПИИ в Казахстан составил 6 млрд долл. США (годом ранее — 6,7 млрд долл. США). В целом в 2018 году объём ПИИ достиг 24,3 млрд долл. США — на 15,8% больше, чем в 2017-м (21 млрд долл. США). Доля притока ПИИ от ВВП также возросла: с 12,9% в 2017 году до 14% в 2018-м. При этом Правительство Казахстана планирует довести к 2022 году соотношение объёма валового ПИИ к ВВП до 19%.
В отраслевом разрезе наибольший объём ПИИ в 2018 году был направлен в горнодобывающую промышленность и разработку карьеров — 13,6 млрд долл. США. Инвестиции в обрабатывающую промышленность, а также оптовую и розничную торговлю составили 3,4 млрд и 3,3 млрд долл. США соответственно. Вместе с тем в ТОП-5 отраслей вошли финансовая и страховая деятельность (1,3 млрд долл. США), транспорт и складирование (786 млн долл. США).
Правительством Казахстана ведётся работа по диверсификации экономики, направленной на снижение сырьевой зависимости. Политика страны положительно сказалась на инвестиционных потоках: в 2018 году возросла доля инвестиций в финансовую и страховую деятельность (с 1,9% до 5,4%), в профессиональную, научную и техническую сферы (с 0,9% до 2,8%), в строительство (с 1,6% до 2,4%).
С участием иностранного капитала в 2018 году введены в эксплуатацию 27 проектов на сумму 3,1 млрд долл. США, которые позволили создать 6 тыс. новых рабочих мест. Большинство проектов реализовано в Алматинской области (27 проектов на сумму 4,1 млрд долл. США), Карагандинской области (15 проектов на сумму 2,1 млрд долл. США) и Нур-Султане (12 проектов на сумму 4,1 млрд долл. США). В 2019 году дополнительно планируется обеспечить ввод в эксплуатацию 27 проектов и привлечь порядка 100 новых инвесторов.
Одним из основных инструментов привлечения инвестиций и развития экспорта являются специальные экономические и индустриальные зоны (СЭЗ и ИЗ). Функционирование СЭЗ, как правило, направлено на реализацию принципов открытой экономики за счёт либерализации и активизации внешнеэкономической деятельности. Их преимуществами являются особые таможенный, налоговый и валютный режимы.
Следует отметить, что пакет преференций и льгот уникален для каждой СЭЗ и ИЗ в отдельности. При этом для участников СЭЗ таможенных и налоговых льгот больше.
На текущий момент в Казахстане функционируют 12 СЭЗ в 11 регионах страны. Три СЭЗ были созданы в 2017–2018 годах («Астана-Технополис», «МЦПС „Хоргос“» и «Туркестан»).
Строительство инфраструктуры всех СЭЗ обошлось бюджету страны в 314,3 млрд тг. По состоянию на конец мая 2019 года на территориях СЭЗ запущено 183 проекта, из них 46 — с иностранным участием. Объём привлеченных инвестиций достиг 910 млрд тг.
Функционирование СЭЗ оказало положительный эффект на развитие национальной экономики: создано 15,5 тыс. новых рабочих мест, привлечено 150 млрд тенге налоговых поступлений. При этом инвестиционные преференции привлекают внимание также иностранных инвесторов, доля их участия в проектах составляет 27%.
Наиболее эффективная работа по привлечению инвестиций ведется в СЭЗ «Оңтүстік»: на 1 бюджетный тенге привлечено 15,5 тенге инвестиций. Общий объём инвестиций с 2005 года составил 77,5 млрд тенге. Деятельность СЭЗ ориентирована на рост внутреннего потребительского рынка и организацию экспортоориентированного производства текстильной продукции.
На втором месте по эффективности — СЭЗ «Морпорт Актау»: на 1 бюджетный тенге приходится 15,4 тенге инвестиций. Также в ТОП-3 входит СЭЗ «Павлодар», которая на 1 тенге вложенных средств привлекла 12,3 тенге.
К 2021 году на территориях СЭЗ планируется реализовать 147 проектов на общую сумму более 2 трлн тг., из них в 2019 году готовится к запуску 36 проектов на сумму более 160 млрд тг.
В целях развития малого и среднего бизнеса, а также стимулирования производства, созданы 23 индустриальные зоны в 9 регионах страны. На текущий момент ими реализовано 168 производственных проектов, которые обеспечивают 8,5 тыс. единиц рабочих мест.
Государственные затраты на инфраструктуру ИЗ составили 85,9 млрд тг. Объём привлечённых инвестиций достигает 183 млрд тг. Таким образом, на 1 вложенный бюджетный тенге привлечено 2,1 тенге инвестиций.
К 2021 году на территории ИЗ планируется внедрить 173 проекта на сумму около 520 млрд тенге. В 2019 году готовится к реализации 40 проектов на общую сумму порядка 163 млрд тенге.
В Казахстане особое внимание уделяется усилению политики продвижения казахстанских товаров на зарубежные рынки, а также повышению эффективности защиты внутреннего рынка от некачественных импортных товаров. Данная политика направлена на дальнейшую интеграцию казахстанской экономики в мировую. С этой целью 17 июня 2019 года Президент Казахстана подписал Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», согласно которому в Казахстане образовано Министерство торговли и интеграции.
Новому министерству были переданы функции и полномочия Министерства национальной экономики в области формирования и реализации внутренней и внешней торговой политики, международной экономической интеграции, защиты прав потребителей; Министерства индустрии и инфраструктурного развития — в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений; Министерства иностранных дел — по координации деятельности в сфере продвижения экспорта.
Политика страны по поддержке отечественных инвесторов направлена, прежде всего, на развитие национальной экономики и рост благосостояния населения. Для реализации данной цели созданы институты развития, субъекты квазигосударственного сектора, представительства международных финансовых организаций, способные эффективно структурировать финансирование инвестиционных проектов. К числу таких компаний относятся Международный финансовый центр «Астана», Банк развития Казахстана, KazakhExport, Kazyna Capital Management, Kazakhstan Project Preparation Fund, Astana Hub, Фонд «Даму», Qaztech Ventures и др.
Поддержка крупного и среднего бизнеса осуществляется посредством заёмного финансирования, субсидий, долевого финансирования, гарантий и страхования, лизинга, консультативного сопровождения проектов, экспортного и предэкспортного финансирования. Для малого и среднего бизнеса предусмотрены следующие виды поддержки: субсидирование, гранты, консультирование, венчурное финансирование и развитие компетенций.
По итогам 2018 года Банком развития Казахстана профинансировано 63 проекта на общую сумму 5,3 трлн тг. KazakhExport оказал страховую поддержку экспортёров на сумму 90,2 млрд тг, а также торговое и предэкспортное финансирование на 10,3 млрд и 6,9 млрд тг соответственно. Фонд «Даму» поддержал 22,4 тыс. проектов МСБ на сумму 495 млрд тг, а в рамках «Дорожной карты бизнеса» субсидирование и финансирование получили 2,7 тыс. проектов.
Предприятия, получившие поддержку АО «НУХ «Байтерек», за 2018 год реализовали продукции на сумму 2,1 трлн тг. В свою очередь, объём налоговых выплат составил 278,1 млрд тг.
В целом доля выпуска продукции субъектами малого и среднего предпринимательства к ВВП в 2018 году составила 44,4% (в 2017 году — 39,8%). Суммарно предпринимателями реализовано продукции на сумму 26,5 трлн тг. При этом 68,8% продукции выпущено малыми предприятиями, 19,6% — средним бизнесом, 11,6% — индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами. В субъектах МСБ трудоустроено 3,3 млн граждан Казахстана из 8,7 млн занятого населения.