Выгодно ли поддерживать молодежь?
По статистике в развитых странах мира малый бизнес составляет от 65 до 85 % ВВП. Именно поэтому в развитии экономики ему уделяют особое место. Существенным сегментом малого предпринимательства является молодежный бизнес, поддержка которого положительно сказывается на экономике, благосостоянии населения, сокращает уровень безработицы и увеличивает конкурентоспособность отечественного продукта.
В ООН на молодежь возлагаются большие надежды. В Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года молодые люди рассматриваются не как сообщество, на которое направлена политика и меры поддержки, а в качестве партнеров и участников достижения Целей в области устойчивого развития. Именно молодежь считают источником инноваций, а двигателем развития малого и среднего бизнеса — молодежное предпринимательство.
Мировая практика показывает, что все больше стран реализовывают программы, посвященные молодежному бизнесу. В Турции действует проект TUGIAD, во Франции содействует молодежному предпринимательству ассоциативная структура Les Journees de I'Entrepreneurs, свой Центр предпринимательства есть в России, в более 50 странах мира успешно развивается глобальная сеть программ поддержки молодежного предпринимательства Youth Business International, президентом которой является принц Чарльз Филипп Артур Джордж.
По мнению принца Уэльского, молодежная безработица — трагедия целого поколения, а также огромная растрата человеческих ресурсов, которая сказывается на всем обществе. «Молодежное предпринимательство может сыграть ключевую роль не только в снижении уровня безработицы среди молодых людей, но и в возрождении ослабленной экономики разных стран», — так обращается принц Чарльз к участникам программы Youth Business International.
Как развивают молодежное предпринимательство
По мнению эксперта Общественного фонда «SANA Eurasia» Дмитрия Савеленко, в США действует практика развития молодежного предпринимательства без выделения его в отдельную категорию. Оно развивается благодаря инструментам поддержки малого и среднего бизнеса. Благодаря этому растет количество молодых людей, которые занимаются бизнесом. Также в США есть программы обучения и развития предпринимательства, действуют бизнес-ангелы, акселераторы, инкубаторы. Развивается предпринимательство и интерес к ведению бизнеса на базе университетов за счет создания бизнес-кампусов, клубов и других вспомогательных организаций.
По оценке Председателя правления АО «Фонд науки» Арына Орсариева, успешный опыт развития молодежного предпринимательства при организациях образования есть в Финляндии и Эстонии. Там студенты могут почувствоваться себя настоящими бизнесменами прямо в стенах вуза. В финских университетах на специальных предметах молодежь учат создавать и вести бизнес-проекты, которые в последующем можно реализовывать и после окончания учебного заведения, зарегистрировав в соответственном органе. Стоит отметить, что в вузах специально для бизнеса студентов выделяются помещения, инвентарь, чтобы помочь начинающим предпринимателям.
Стоит отметить, что начать свой бизнес может не каждый. Согласно статистическим данным Global Entrepreneurship Monitor Consortium 2013, около 300 миллионов молодых людей в мире являются безработными или не имеют постоянного места работы. Из них всего 20% имеют способности и потенциал для открытия своего дела, но лишь 5 % молодых людей запускают свой бизнес. Стимулирование и поддержка молодежного предпринимательства способна поменять эту не радужную статистику.
Именно поэтому в Казахстане на государственном уровне создаются благоприятные условия, которые мотивируют молодежь заниматься бизнесом. Различные программы разрабатываются также на региональном уровне.
Как открыть бизнес в Казахстане
В стране с 2017 года реализуется совместный проект развития молодежного корпуса Международного банка реконструкции и развития и Министерства образования и науки РК — Zhas Project. Приоритет в нем ставится на молодежь, которая имеет не высокий доход, либо не работает. Zhas Project стартовал в 2017 году и охватил около 9000 участников из всех областей Казахстана.
Благодаря нему молодые люди, в том числе из социально уязвимых групп, смогли открыть свое дело, которое приносит доход, а также решает актуальные проблемы определенного региона. Согласно данным социологических исследований, продолжать реализовывать свои проекты после окончания финансирования удается не всем, но 42% участников проекта Zhas Project успешно развивают бизнес.
У молодежного предпринимательства есть недостатки. Такие как отсутствие опыта, часто недостаток материальной базы, однако за счет новых взглядов у таких компаний большие амбиции и мотивация. Молодые компании тщательно изучают конкурентов и могут предложить новый и свежий продукт, который обретет популярность не только в стране, но и станет уникальным на глобальном рынке. К примеру, молодые ребята в Кыргызстане основали компанию Yurtah.com, с которой успешно вышли на рынок США. Они разрабатывают технологические решения в сфере недвижимости Америки и развивают IT-сферу родной страны. В Казахстане тоже есть такие примеры. Казахстанская IT-компания Paloma365 начиналась с трех разработчиков. В 2019 году компания разработала приложение Tuvis, которое заинтересовала не только отечественных бизнесменов, но и предпринимателей в других стран мира. Сегодня география приложения, которое позволяет накапливать бонусы и получать скидки, насчитывает шесть стран: Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, США, Узбекистан, Украина. Подобных историй множество.
Как показывать мировая статистика, открыть и вести бизнес в Казахстане несложно. В 2019 году наша республика впервые вошла в ТОП-25 стран по уровню ведения бизнеса. По сравнению с прошлым рейтингом Казахстан улучшил результаты сразу по нескольким показателям, в том числе: индикатор «Получение кредитов» улучшился сразу на 35 позиций, «Регистрация предприятий» — на 14 позиций. По подсчетам Всемирного банка и Международной финансовой корпорации в рейтинге стран по благоприятному ведению бизнеса среди стран СНГ Казахстан занимает лидирующую позицию.
Высокую оценку мировых экспертов подтверждают действующие программы, которые позволяют начать свое дело всем желающим, в том числе молодым предпринимателям. С 2010 года успешно себя зарекомендовала программа «Дорожная карта бизнеса 2020». По ней субсидируются кредиты до семи миллиардов тенге под 6%, на срок до 5 лет. Только с 2015 по 2019 гг. по итогам реализации программы поддержаны более 120 000 тысяч предпринимателей, более 100 тысяч прошли обучение.
Также действует программа развития продуктивной занятости «Еңбек». Программа позволяет получить кредит до 8000 МРП на срок до 5 лет. Процентная ставка по кредиту составляет 6%.
Помимо этого, в рамках Года молодежи в 2019 году в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» был запущен образовательный проект «Жас кәсіпкер». Проект направлен на безработную, не имеющую постоянного дохода молодежь от 18 до 29 лет. Благодаря ему молодые люди могут обучиться предпринимательству, получить гранты и льготное финансирование. Также предусмотрено индивидуальное сопровождение каждого стартапа бизнес-тренером НПП «Атамекен».
Статистика показывает, что малый бизнес занимает важное место в развитии экономики Казахстана. По итогам 2018 года доля МСБ в ВВП Казахстана составила 28,3%. Ожидается, что по результатам реализации программ к 2025 году эта цифра увеличится до 33,8%.
Это означает, что важность малого и среднего бизнеса будет увеличиваться с каждым годом. А значит, и расти уровень государственной поддержки. У казахстанской молодежи есть большие перспективы, реализовывая свои бизнес-идеи, улучшать экономику страны.