По его словам, в городе ежесекундно совершаются приобретения товаров, и вместе с тем граждане сталкиваются с низким их качеством и даже порой обманом со стороны продавцов.
Как отметил Арман Аксубаев, «неудобных» ситуаций в рамках товарно-денежных отношений существует множество. Обычно в магазинах и супермаркетах без проблем меняют или возвращают деньги за бракованный товар. Самое главное в таком деле — иметь при себе товарный или фискальный чек.
Руководитель департамента по защите прав потребителей Алматы подчеркнул, что согласно закону «О защите прав потребителей» в случае приобретения товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Стоит помнить, что предъявлять требования, связанные с недостатками товара, необходимо в течение гарантийного срока.
Если же на товар не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками, могут быть предъявлены потребителем при условии, что они в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня покупки.
В продолжение онлайн-брифинга Арман Аксубаев рассказал об экспертизе товаров.
«Если в результате проверки (экспертизы) товара установлено, что недостатки отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также расходы на транспортировку товара», — сообщил спикер.
При этом необходимо помнить, что потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, а также провести проверку товара за свой счет.
Арман Аксубаев в качестве рекомендаций порекомендовал алматинским потребителям в случае приобретения некачественного товара сфотографировать покупку и свое пребывание в торговом заведении.
«В магазинах не запрещено фотографировать. Это в дальнейшем может сослужить хорошую службу, если чек утерян или его не выдали», — добавил руководитель Департамента.
Руководитель Департамента защиты прав потребителей Алматы уточнил, что в настоящее время в государственную систему защиты прав потребителей входят центральные и местные исполнительные органы.
К примеру, в Алматы помогают восстановить нарушенные права потребителя также и в Департаменте технического регулирования и метрологии. Населению можно обращаться за правовой поддержкой в Департамент по защите прав потребителей.