Ru  Kz
Все новости

В Казахстане примут закон, позволяющий проверять финансы высокопоставленных лиц

Концепцию проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" разработало Агентство по финансовому мониторингу, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на zakon.kz.

Необходимость разработки проекта закона вызвана подготовкой ко второму раунду взаимной оценки Республики Казахстан Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), который наша страна должна пройти в 2021 году, - говорится в документе.

Как поясняется, группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) является основным международным институтом, занимающимся разработкой и внедрением международных стандартов в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризму (ПОД/ФТ). Участниками глобальной сети ФАТФ являются все страны мира, за исключением Северной Кореи и Ирана.

Выполнение Стандартов ФАТФ является обязательным для любой страны-члена Организации Объединенных Наций (ООН).

Другим основанием для разработки законопроекта является Стратегический план развития РК до 2025 года, которым для измерения прогресса страны на пути вхождения в число 30-ти развитых стран мира определены ключевые национальные индикаторы и международные индексы, одним из которых является "своевременная разработка и эффективное применение правовых норм, направленных на обеспечение национальной безопасности, в особенности в части оперативного реагирования на вновь возникающие угрозы, в первую очередь в сфере противодействия терроризму и религиозному экстремизму".

Наряду с этим, Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2020 года установлено, что "следует продолжить работу по приведению национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами и международными стандартами. При этом в данной работе необходимо, прежде всего, руководствоваться внутренними потребностями и приоритетами в развитии страны".

Кроме того, отмечается, что несоответствие национальной системы ПОД/ФТ Международным стандартам по ПОД/ФТ и финансированию распространения оружия массового уничтожения ФАТФ влечет санкции экономического характера, применяемые к стране со стороны других стран-участников глобальной сети ФАТФ.

Попадание под санкции является наиболее "опасным" для государств и касаются прежде всего, банковской сферы и сферы финансовых услуг, - отмечают в агентстве.

По информации разработчиков, поправки в проекте закона направлены на установление мер надлежащей проверки в отношении национальных публичных должностных лиц (ПДЛ) (Рекомендация 12 ФАТФ).

На сегодняшний день Республикой Казахстан не реализована Рекомендация 12 ФАТФ, согласно которой странам-участникам ООН необходимо установить на законодательном уровне контроль по операциям, осуществляемым ПДЛ независимо от принадлежности к стране, - пояснили в агентстве.К ПДЛ отнесены лица, которым доверены или были доверены политические функции, например, главы государств или правительств, политики, старшие правительственные, судебные или военные сотрудники, первые руководители государственных органов и ведомств, руководители квазигосударственного сектора и политических партий.Исходя из сути указанных положений ФАТФ, Казахстану необходимо осуществлять финансовый мониторинг в отношении всех ПДЛ независимо от страновой принадлежности, - отмечается в концецпии.

Вместе с тем указывается, что в законодательстве республики Рекомендация 12 ФАТФ реализована не в полной мере, а именно дополнительные меры по проведению надлежащей проверки клиентов установлены только в отношении иностранных публичных должностных лиц, что является серьезным недостатком с точки зрения соответствия международным стандартам.

В этой связи необходимо определить перечень национальных публичных должностных лиц, в отношении которых будут применяться дополнительные меры надлежащей проверки, - говорится в документе.

Согласно Рекомендации 15 ФАТФ для управления рисками, возникающими в результате деятельности, связанной с виртуальными активами, и операциями, осуществляемыми провайдерами услуг в сфере виртуальных активов (ПУВА) и их минимизации, страны должны обеспечить регулирование указанной деятельности в целях ПОД/ФТ.

ПУВА определяется как любое физическое или юридическое лицо, которое не охвачено в Рекомендациях ФАТФ, и осуществляет в качестве предпринимательской деятельности один или более из следующих видов деятельности или операций для или от имени другого физического или юридического лица:

  • обмен между виртуальными активами и фиатными валютами;
  • обмен между одной или более формами виртуальных активов;
  • перевод виртуальных активов;
  • хранение и/или администрирование виртуальных активов или инструментов, позволяющих осуществлять контроль над виртуальными активами;
  • предоставление финансовых услуг, связанных с предложением выпускающего лица и/или продажей виртуальных активов и участие в таком предоставлении.

Виртуальный актив определяется как цифровое выражение ценности, которое может цифровым образом обращаться или переводиться и быть использовано для целей платежа или инвестиций. Виртуальный актив не включает в себя цифровое выражение фиатных валют, ценных бумаг и других финансовых активов.

В Казахстане на настоящий момент выпуск цифровых активов разрешен только на территории Международного финансового центра "Астана".

В этой связи, для реализации Рекомендации 15 ФАТФ предлагается внести в ряд законодательных актов соответствующие поправки, предусматривающие отнесение к СФМ лиц, осуществляющих выпуск (оборот) цифровых активов, и установление запрета на владение цифровыми активами лицам, привлеченным к уголовной ответственности.

Предоставление доступа к сведениям по бенефициарному владельцу

В соответствии с Рекомендациями 24 и 25 ФАТФ страны должны обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы (правоохранительные и специальные государственные органы РК и Комитет по финансовому мониторингу).

Для реализации Рекомендаций 24 и 25 ФАТФ предлагается законодательно закрепить за юридическими лицами предоставление компетентным органам и СФМ полной, достоверной и актуальной информации о бенефициарной собственности, ведение реестра бенефициарной собственности клиентов, обеспечить доступ компетентным органам и СФМ к Национальному реестру бизнес-идентификационных номеров.

Кроме того, законопроектом предусматривается ряд поправок, направленных на оптимизацию деятельности подразделения финансовой разведки Агентства РК по финансовому мониторингу с учетом применения риск-ориентированного подхода стран, успешно прошедших Взаимную оценку.

Таким образом, установленные виды операций и их пороговые значения, подлежащие финансовому мониторингу, определяются результатом изучения выявленных рисков ОД/ФТ в стране.

В связи, с чем предлагается, определять операций с деньгами или иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу и их пороговые значения нормативными документами уполномоченного органа по согласованию с заинтересованными органами и по результатам оценки рисков, - говорится в документе.

Наряду с этим законопроектом предлагается оптимизировать деятельность подразделения финансовой разведки, в том числе с учетом применения риск-ориентированного подхода стран, успешно прошедших Взаимную оценку.

Концепция законопроекта размещена на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 4 июня.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Монополисты возвращают казахстанцам более 768 млн тг за отопление
Опять двойка: за год Казахстан не смог выйти из списка стран с очень низким уровнем владения английским языком
Завозим всё, от трусов до пальто: производство одежды в Казахстане существует лишь номинально
«Двигатель» инфляции - сфера услуг: в каких категориях цены выросли заметнее всего
Казахстанцы активно переводят свои пенсионные накопления управляющим инвестиционным портфелем