В Казахстане принят новый Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК). Он обяжет государственных служащих быть более ответственными и добросовестно относиться к своим обязанностям. Для разъяснения норм и принципов, закреплённых в новом своде законов, Караганду посетила рабочая группа во главе с министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдатом Мусиным, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на акимат региона.
Новый кодекс вступит в силу 1 июля 2021 года. Основная его цель – защита прав и интересов физических и юридических лиц в спорах с государственными органами. Проще говоря, АППК будет уравновешивать права жителя страны и человека, обладающего властью.
Сегодня претензию в адрес любого госоргана обычный житель Казахстана может оставить несколькими способами: по обычной почте и через интернет по системе «е-Натиже» в ЦОНах, открытые акиматы и «Электронные обращения» на сайте egov.kz.
– Кроме того, сейчас мы внедряем новое электронное приложение «е-Өтініш», – отметил Багдат Мусин. – Эта система будет принимать и обрабатывать жалобы по всей стране. Нажав лишь две-три клавиши на телефоне, человек сможет отследить ход рассмотрения его обращения госорганами.
Вместе с общими конституционными нормами введены абсолютно новые принципы административной юстиции: охрана права на доверие, соразмерность, запрет на злоупотребление формальными требованиями, активная роль суда.
– В новом кодексе есть такое понятие, как презумпция виновности госоргана, – рассказал заместитель председателя Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК Бахыт Абишев. – А судья на этот раз будет в активной роли. Его главная задача – помочь гражданину. Прокуроры участвуют только в четырёх случаях: налоги, таможня, экология, бюджет. Госорган и заявитель остаются один на один. Ответственность госслужащих повысится в разы.
Свод законов состоит из двух частей – процедурной и процессуальной. В первой будет отслеживаться, как соблюдены все процедуры при приёме обращения, и ответы по ней.
Вторая часть АППК посвящена рассмотрению споров в суде.
– Ещё одно нововведение – это институт отвода. Гражданин имеет право заявить отвод административному органу, должностному лицу, иметь представителя, а также знакомиться со всеми материалами дела, – пояснил эксперт департамента законодательства Министерства юстиции РК Рустам Ахметов. – Ещё один из важнейших принципов – охрана права на доверие. Это значит однажды принятое решение госорганов является законным и последовательным и не может быть отменено, если в этом нет вины гражданина.
При этом повысится и социальная ответственность граждан. С 1 июля анонимные жалобы рассматриваться не будут. На всех обращениях в госорганы должен быть указан ИИН.
В ходе обсуждения прозвучало несколько нареканий на техническую составляющую приложений, через которые поступают обращения. К сроку запуска нового свода законов все они будут исправлены.
– Кодексом закрепляется совокупность гарантий, позволяющих гражданам активно участвовать в процессе принятия управленческих решений. Прошу еще раз изучить нормы нового Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан для эффективного использования в работе, – подчеркнул Женис Касымбек.
Напомним, подписан Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан был 29 июня 2020 года Главой государства.