В Послании Главы государства народу Казахстана 2025 год объявлен Годом рабочих профессий. В этой связи в республике начата трансформация системы профессионального образования. Министр просвещения Гани Бейсембаев на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Олжаса Бектенова озвучил ключевые меры по реформированию колледжей и развитию педагогического потенциала, передает kazlenta.kz.
Первое – профилизация. Для ее реализации проведен анализ структуры экономики регионов. По ее итогам, совместно с госорганами определены 4 макрорегиона и их направления развития. Так, в южных регионах Казахстана, где сконцентрировано более трети рабочей силы страны, идет локализация простых производств и продолжится развитие инфраструктуры. В центральных и восточных областях планируется дальнейшая индустриализация для обеспечения межотраслевого и межрегионального перетока кадров. В северных - осуществляется интенсификация аграрного сектора, а в западных – создаются новые производства вокруг крупных компаний. В центральных и восточных областях для обеспечения межрегионального перетока кадров планируется дальнейшая индустриализация. В северных регионах будет интенсивно развиваться аграрный сектор, на Западе – вокруг крупных компаний создаются новые производства.
С учетом данных направлений начата профилизация колледжей, чтобы сфокусировать регионы больше на подготовке кадров с техническим и профессиональным образованием. Перепрофилировано под структуры экономики регионов 195 колледжей, большая часть из которых локализованы в Кызылординской, Карагандинской областях и в городе Астане. В прошедшем учебном году отозваны лицензии по 624 специальностям и 780 квалификациям.
Второе направление – это формирование 100 технологических лидеров. В этих целях Министерством разработан проект системы оценки организаций технического и профессионального образования. В основу системы оценки взяты рейтинговые оценки, применяемые в международной практике и странах ОЭСР. При этом главными критериями будут являться внедрение международных отраслевых стандартов обучения и доля сертифицированных по ним студентов. Оценка достижений проводится ежегодно и позволяет организациям ТиПО самостоятельно выстраивать индивидуальные траектории развития. Система оценки позволяет оценить все параметры деятельности в организациях технического и профессионального образования.
Применение данной системы оценки позволит распределить ТиПО на 4 лиги. При этом колледжи, отнесенные к первой и второй лиге, будут формировать первых 100 технологических лидеров. Они станут опорными ресурсными Центрами для других колледжей. Сегодня 6 колледжей страны внедряют такие стандарты и их выпускники проходят сертификацию по соответствующим специальностям, — отметил спикер.
Например, в Атырау в колледже APEC PetroTechnic внедрен международный стандарт образования по нефтегазовой отрасли, в Талдыкорганском высшем политехническом колледже – по строительной отрасли. Сертифицированные выпускники этого колледжа пользуются большим спросом как у нас, так и за рубежом. В этом году до конца года планируется провести аналогичную аккредитацию в 5 колледжах. К 2030 году 30 колледжей страны будут проходить международную отраслевую аккредитацию, что позволит подготовить специалистов по мировым стандартам. Это обеспечит преемственность образовательных программ ТиПО с вузами.
Третьим направлением станет повышение потенциала педагогов. В связи с этим будет расширена международная стажировка педагогов в лучших колледжах стран ОЭСР; продолжится использование так называемого «бокового входа» или вовлечение в деятельность ТиПО лучших специалистов отрасли через организацию краткосрочных курсов; планируется внедрение стажировок педагогов на предприятиях и привлечение специалистов из промышленности; кроме того, сейчас ведется работа по развитию института наставничества, — доложил министр просвещения.
Четвертое направление – это сертификация выпускников. Обязательная сертификация, которая проводится уполномоченными органами, проходит по специальностям, отнесенным к регулируемым профессиям. Независимую сертификацию проходят по нерегулируемым профессиям. Теперь в рамках трансформации предлагается создать систему независимой сертификации для всех видов профессий. В этом случае получат не только оценку знаний и навыков выпускника, но и самих организаций образования.
Продолжится сотрудничество с бизнесом, колледжи станут индустриальной площадкой, где объединятся отраслевые лидеры. Будет пересмотрен механизм передачи колледжей в доверительное управление крупному и среднему бизнесу с обязательством развития инфраструктуры, сохранения и инвестирования профиля и контингента организации образования.
В качестве эффективного механизма передачи в доверительное управление можно рассмотреть опыт компании «ALLUR» в Костанайской области, которая оказывает шефство местному автомобильному колледжу. Его отличительные особенности от текущего механизма: улучшение образовательного процесса; укрепление материально-технической базы; постоянный доступ к базам практик, оснащенным инновационными производственными технологиями; расширение возможностей трудоустройства выпускников; объект остается в государственной собственности.
В результате передачи в доверительное управление колледжи будут оснащены современным оборудованием. 80 тыс. студентов будут обучаться в рамках целевого государственного заказа с заявками предприятий.
Для трансформации системы технического и профессионального образования необходимо формирование эффективного менеджмента. В связи с этим, будет продолжена подготовка руководящего корпуса, они будут обучаться на примере лучших международных практик и 1 тыс. лидеров. Будет начата интернационализация, в рамках которой - осуществляться трансфер системы управления, как и вузах, будет установлена в зависимости от лиги и ресурсного потенциала KPI для организаций технического и профессионального образования.
Развитие стратегического партнерства с зарубежными колледжами будет осуществляться путем привлечения инвестиций и внедрения новых технологий обучения и корпоративного управления. Стратегическое партнерство с зарубежными колледжами будет развиваться через привлечение инвестиций и внедрение новых технологий обучения и корпоративного управления. Уверен, что эту работу мы будем осуществлять в тесном сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования, поскольку уже сейчас в нашей стране активно работают филиалы 23 ведущих мировых университета. Также будет усилено партнерство с вузами. Так, в Северном макрорегионе стратегическим партнером ведущих колледжей региона стал Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, а зарубежным партнером – Пенсильванский университет», — подчеркнул Гани Бейсембаев.
В результате в колледжах страны будет развиваться международное сотрудничество путем расширения академической мобильности студентов и преподавателей.
Пятое направление – это перезагрузка финансовой модели ТиПО. Источники финансирования ТиПО должны быть диверсифицированы. Ими должны стать: государство, размещающее госзаказ, работодатель с целевыми заказами на подготовку кадров, а также собственные доходы ТиПО, вырученные за счет производства товаров и услуг.
Что касается подушевого норматива, он должен состоять из текущей базовой части и новой стимулирующей выплаты. При этом стимулирующие выплаты будут предоставлены при достижении установленных значений ССП. При ее реализации у ТиПО, относящихся к первой лиге, нормативы подушевого финансирования могут быть повышены со 891 тыс. тенге до 1,3 млн тенге на одного обучающегося в зависимости от группы специальностей.
Объем дополнительной потребности для увеличения размера подушевого норматива финансирования колледжей в целом на 2025-2027 годы составит 178,3 млрд тенге. Из них на 2025 год нужно 53,7 млрд тенге. В настоящее время проект новой методики норматива подушевого финансирования прорабатывается совместно с Министерством финансов, по итогам которого будет внесен на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии, — резюмировал министр.
В результате мероприятий по развитию системы технического и профессионального образования в стране будет создано 100 колледжей-лидеров; охват молодежи техническим и профессиональным образованием увеличится в 1,5 раза; в подготовке профессиональных специалистов будет развиваться система международного признания квалификации; колледжи станут центрами подготовки креативных лидеров и гибких, квалифицированных специалистов для рынка труда.