В Акмолинской области число киберпреступлений за последний год сократилось на 13% — до 865 случаев. С начала года в регионе возвращено порядка 65 млн тенге пострадавшим в результате интернет-мошенничества. Об этом на брифинге рассказал начальник отдела по борьбе с киберпреступностью департамента полиции Ермек Манатов.
С начала года в регионе зарегистрировано 865 фактов мошенничества, что на 13% меньше по сравнению с 994 случаями в прошлом году.
Потерпевшие переводят средства на банковские счета, и с помощью санкций со стороны следственного суда и прокуратуры мы получаем информацию от банков второго уровня и устанавливаем владельцев этих счетов. Далее, в рамках гражданского судопроизводства, мы сопровождаем судебные иски. С начала года было рассмотрено около 80 исков, и потерпевшим было возвращено порядка 65 млн тенге. В настоящее время общий ущерб по области составляет около 590 млн тенге, — рассказал спикер.
Для защиты граждан и снижения уровня киберпреступности в регионе усилили меры информационной безопасности и начали активную профилактическую работу. Вводятся обновления в законодательство, регулирующее цифровую безопасность, и дополнительные механизмы контроля финансовых операций — от обязательной сертификации интернет-магазинов до контроля за транзакциями в интернет-банкинге.Особое внимание уделяется повышению цифровой грамотности граждан. В регионе реализуются информационные кампании и образовательные программы, направленные на повышение осведомленности об интернет-мошенничестве. Школьников и студентов обучают кибербезопасности и правилам защиты персональных данных, чтобы они могли распознавать фишинговые атаки и избегать ловушек мошенников.
Также создаются специализированные подразделения. В их задачи входит проведение расследований, выявление преступных схем, а также взаимодействие с другими уполномоченными органами. Результатом сотрудничества становится отслеживание подозрительных финансовых транзакций и блокировка мошеннических операций.
Для усиления защиты в регионе внедрены технические меры, такие как программа “Антикрот”, которая блокирует подозрительные банковские операции, если на новый счет поступает крупная сумма. Эта система также выявляет и блокирует звонки, когда мошенники представляются сотрудниками банков и других организаций.
Наши IT-специалисты также создают программы для борьбы с мошенниками. Также увеличивается штат, что уже является большим плюсом. Раньше, к примеру, 4 человека занимались противодействием, а сейчас штатная численность увеличивается в несколько раз. То есть у нас уже больше сил и средств. Также вводятся специальные аппаратные комплексы, которые нам помогают устанавливать мошенников, но чаще всего следы ведут за пределы РК, — отметил Ермек Манатов.