Депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов выразил обеспокоенность существующей системой административных штрафов, отметив их несправедливость и чрезмерность, передает Liter.kz.
В своем Telegram-канале мажилисмен поделился мыслями о том, что нынешняя практика штрафования не только не способствует профилактике правонарушений, но и подрывает доверие населения к государственным институтам.
“Сегодня штрафы все чаще воспринимаются обществом не как инструмент предупреждения нарушений, а как способ наполнения бюджета. Люди видят в этом механизме больше финансового давления, чем справедливости. Это мнение усиливается появлением в общественном дискурсе таких терминов, как “Штрафстан”, который саркастически описывает отношение граждан к ситуации. Штрафы теряют свою превентивную цель и становятся для населения символом несправедливости. Это подрывает доверие к системе и вызывает обоснованное недовольство”, – считает Аймагамбетов.
В качестве конкретных примеров Аймагамбетов привел случаи, которые, по его мнению, ярко иллюстрируют проблемы в подходе к административным наказаниям:
- Штрафы для директоров школ: Руководителей образовательных учреждений штрафуют за недостатки, которые связаны с системными проблемами, а не их действиями. Например, за отсутствие ремонта или оборудования директора школ, работающих в три смены, вынуждены выплачивать штрафы в размере 600–900 тысяч тенге.
- Штрафы за неоплату парковки: Здесь особое возмущение вызывает несоразмерность наказания. Стоимость парковки составляет 100 тенге, тогда как штраф за её неоплату достигает суммы, превышающей эту сумму в 200 раз.
- Штрафы за прогрев автомобиля в жилых зонах: Закон, запрещающий прогрев автомобиля дольше пяти минут, был принят около 20 лет назад, но до недавнего времени фактически не применялся. Депутат подчеркнул, что в условиях сурового климата Казахстана такая норма нуждается в пересмотре.
Аймагамбетов отметил, что в регионах участились случаи так называемых “кампаний по массовым штрафам”, когда наказания накладываются систематически, зачастую без анализа реальной степени вины нарушителей. По его словам, такая практика приводит к усилению недовольства среди населения и создает ощущение несправедливости.
Для решения сложившейся проблемы депутат предложил пересмотреть подход к административным штрафам и разработать более справедливую и прозрачную систему. Среди его предложений:
- Умеренные и дифференцированные штрафы: Наказания за незначительные нарушения, такие как неоплата парковки, должны быть соразмерными. Высокие штрафы за мелкие проступки оказывают чрезмерное давление на граждан.
- Альтернатива денежным штрафам: В ряде случаев вместо денежных взысканий можно вводить образовательные меры. Например, нарушители могут посещать курсы повышения осведомлённости или участвовать в социальных и восстановительных проектах.
- Целевое использование штрафов: Средства, полученные от административных взысканий, должны быть направлены на решение конкретных социальных задач. Аймагамбетов предлагает, чтобы штрафы “окрашивались” и использовались только для таких целей, как строительство школ, лечение онкологических заболеваний или развитие инфраструктуры.
- Отказ от разнарядок на штрафы: Депутат отметил, что практика массового штрафования для пополнения бюджета должна быть полностью исключена.
“Штрафы не должны быть способом зарабатывания денег, они обязаны стать инструментом, который служит интересам общества и помогает решать реальные проблемы”, – подчеркнул Аймагамбетов.
Депутат уверен, что система штрафов нуждается в реформировании, чтобы вернуть ее основной смысл – профилактику нарушений и стимулирование правомерного поведения. Он добавил, что граждане должны видеть, как штрафы идут на благо общества, а не воспринимать их как способ давления.