На очередном заседании оперативного штаба по обеспечению экономического роста, прошедшего под председательством заместителя Премьер-министра – министра национальной экономики Серика Жумангарина, рассмотрели ситуацию с экономическим развитием области Жетысу и экономический потенциал транспортной отрасли, передает kazlenta.kz.
За первые два месяца этого года область Жетысу демонстрирует существенные темпы экономического роста – 18,9% к двум месяцам прошлого года. Рост отмечается по всем ключевым отраслям – сельскому хозяйству (2,4%), обрабатывающей промышленности (21,1%), строительству (67%), торговле (4,6%) и другим. Объем привлеченных инвестиций за 2 месяца составил 35,3 млрд тенге, что больше прошлого периода в 1,4 раза.
Сформирован пул из 74 инвестиционных проектов области, включенных в Национальную инвестиционную платформу и запланированных к реализации вплоть до 2027 г., общей стоимостью 2,7 трлн тенге и созданием 9,8 тыс. рабочих мест. Большинство – в промышленном секторе и АПК. В число крупных проектов входит строительство международного грузопассажирского аэропорта мощностью 50 тыс. тонн грузов на 250 млрд тенге, реализует ТОО «SKYHANSA». Для проекта выделен земельный участок площадью 840 га, который находится за пределами границ СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Для ускорения его реализации на оперштабе аким области Бейбит Исабаев обратился с просьбой расширить площадь специальной экономической зоны для включения в нее участка под строительство аэропорта.
Аким области Жетысу поднял вопрос расширения перечня видов деятельности на СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и МЦПС «Хоргос». Он отметил, что от производителей продукции самых разных сфер деятельности поступает много обращений и заявок, кто готов начать процесс строительства предприятий в СЭЗах в ближайшее время. Но их виды деятельности не подпадают под перечень приоритетных, определенных Министерством промышленности и строительства.
Вице-премьер поручил МПС и МНЭ в кратчайшие сроки рассмотреть возможность расширения территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и перечня приоритетных видов деятельности, допустимых для реализации на территории двух СЭЗ области.
Для транспортной отрасли и складирования в текущем году индекс физического объема роста обозначен на уровне 15% плюс к прошлому году. За январь-февраль показатель роста уже превысил 20%. В структуре индекса отрасли основная доля приходится на грузоперевозки трубопроводным (21,7%), железнодорожным (20,2%) и автомобильным (19,7%) видами транспорта, складирование (20,5%) и перевозку пассажиров (14,7%).
Как озвучил вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев, в 2025 году прогнозируется рост перевозок практически всеми видами транспорта. Ожидается завершение с опережением плановых сроков двух крупных инфраструктурных проектов – строительство вторых путей ж/д «Достык - Мойынты» и ж/д линии «Обводная Алматы». Кроме того, свой вклад в достижение планового показателя экономического роста внесут расширение географии международных автоперевозок, отмена разрешений на транзитные перевозки по ряду направлений, перевод на электронные разрешения с КНР, Узбекистаном, Россией, странами организации тюркских государств и Балтии, внедрение электронной товарно-транспортной накладной, обновление городского автобусного парка и другие меры. На морских перевозках положительная динамика ожидается за счет реализации в этом году проекта по строительству контейнерного хаба в Актау, что позволит увеличить транзитные перевозки порта Актау с 36 тыс. ДФЭ до 60 тыс. ДФЭ (рост на 68%). Дноуглубление акватории порта Курык, проведенное в 2024 году, даст возможность нарастить объемы перевозок порта Курык с 1,9 млн тонн до 2,8 млн тонн (рост 47%.)
В сфере складирования было отмечено, что в стране на сегодня действуют 38 транспортно-логистических центров общей площадью 1,8 млн кв. м. До 2030 года планируется создание 61 ТЛЦ общей площадью 11,3 млн кв. м.
Вице-премьер поручил Министерству транспорта и Министерству энергетики подготовить и направить в регионы декомпозицию по объемам наращивания перевозок разными видами транспорта и строительства складских помещений с учетом специфики каждого региона.