Свыше 200 предложений по очищению воздуха в Алматы выдвинули жители города. Среди них более 70 касались общественного транспорта. Руководитель специализированной программы ООН по транспорту, модератор группы по автотранспорту Елена Ерзакович проанализировала идеи алматинцев и выделила наиболее важные из них, сообщает Informburo.kz
"В рамках инициативы "Чистый воздух Алматы" были собраны предложения горожан по тому, как решить вопросы транспортных выбросов. Мы их обобщили и проанализировали, скомпоновали и подвели промежуточный итог, чтобы показать, что уже собрано. Это позволит нам не повторяться, а идти дальше к формулировкам конкретных мер и планов", – сказала Елена Ерзакович.
Сбор предложений начался в апреле и продлится до октября 2019 года.
"Нам нужно очищать город от дымящего транспорта всеми возможными способами. Блок мер должен быть чётко прописан в программе. Полученные от горожан предложения мы разбили на: частный автотранспорт, общественный автотранспорт и иные меры. Теперь мы должны провести мультикритериальный анализ, понять, какие вызовы реализации будут. Пока я не могу сказать, сколько это будет стоить. Нужны эксперты, чтобы проводить оценку стоимости внедрения", – пояснила Елена Ерзакович.
Среди предложенных алматинцами мер значатся:
Частный автотранспорт:
- Ввести ограничения по экологическим критериям;
- Разрешить передвигаться в городе только городскому транспорту;
- Ввести ограничения на въезд в город;
- Ввести ограничение на владение автомобилем на домохозяйство;
- Запретить дизельные двигатели;
- Поставить фильтры на все старые автомобили;
- Ввести ответственность за езду на высокой скорости;
- Увеличить стоимость ГСМ;
- Запретить эксплуатацию автомобилей класса ниже Евро-4;
- Ввести льготы по переходу на более экологичные автомобили;
- Убрать налоги на электромашины;
- Обязать автосалоны продавать электромобили разных ценовых категорий.
Сектор общественного транспорта:
- Развитие троллейбусной сети;
- Закупка только экологически чистого транспорта для ОТ;
- Возврат трамваев;
- Улучшение качества ОТ;
- Выделенные полосы для ОТ;
- Бесплатный проезд на ОТ;
- Расширение сети метро.
Другое:
- Выделенные и безопасные велодорожки;
- Качественная пешеходная инфраструктура;
- Школьная и корпоративная развозка;
- Образовательные кампании среди населения "Дымящий автомобиль – твой персональный враг" (работающий на холостом ходу двигатель);
- Внедрение в обучение водителей курса по эковождению;
- Образовательные программы по эковождению для профессиональных водителей и горожан.
На основе всего этого общественники вывели приоритеты для будущей программы.
Частный автотранспорт:
- Усиление контроля за выбросами от автотранспорта существующими и новыми инструментами (включая общественные), техосмотры, мониторинг на улицах;
- Сдерживание автомобилизации (особенно дизельной) через налоги и сборы в зависимости от экокласса и топлива;
- Стимулирование электромобильности и газификации частного транспорта;
- Повышение доли совместных перемещений (школьные и корпоративные развозки, шеринговые системы);
- Просвещение населения по планированию поездок и общественному контролю;
- Создание "зон с низкими выбросами" и "чистых зон" вокруг школ;
- Борьба с зимними прогревами двигателей.
Общественный транспорт:
- Усиление контроля за выбросами внутри автопарков и внешний мониторинг (включая общественный);
- Эковождение – обучение и сертификация для всех профессиональных водителей;
- Стимулирование электромобильности (троллейбусы с динамической зарядкой, электробусы);
- Трамвай как приоритетный экологический проект;
- Газификация транспорта;
- Повышение доли ОТ в доле перемещений (тарифы, пунктуальность, инфраструктура).
Сектор грузоперевозок:
- Строгий контроль за состоянием транспортных средств (допуск в центр по экоклассу);
- Наличие в существующих планах и программах данных по мониторингу выбросов в разрезе города и агломерации (перевод на альтернативные виды транспорта);
- Эковождение.