Казахстан обладает необходимым потенциалом по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), однако их доля в производстве электроэнергии составляет лишь 1,3%. В развитых странах показатель в среднем достигает 22%. Переход Казахстана к «зелёной экономике» позволит не только сохранить окружающую среду, но и снизить экономические потери от нерационального использования природных ресурсов. В результате ожидается дополнительный рост ВВП на уровне 3%, сообщает Finreview.info
Глобальный спрос на энергию в 2018 году увеличился на 2,3%, что почти вдвое превышает средние темпы роста с 2010 года. В результате выбросы углекислого газа возросли на 1,7%, до максимального значения в 33 гигатонны. Наибольший прирост пришёлся на природный газ, который стал предпочтительным топливом, составив почти 45% роста общего спроса на энергию. Доля возобновляемых источников энергии составила 26%. То есть основной объём производимой энергии вырабатывается при сжигании органических видов топлива (нефть, уголь, газ и др.). Согласно прогнозам, основные источники энергии будут исчерпаны приблизительно через 40–100 лет. В частности, запасы нефти могут закончиться через 40–50 лет, газа — через 80 лет, урана — через 80–100 лет, а угля — через 300–500 лет.
В Казахстане по итогам 2018 года в структуре потребления энергоресурсов доля угля составила 55%, газа и нефти — 20%, возобновляемых источников энергии (ВИЭ) — 1,3%.
Согласно Концепции по переходу Казахстана к «зелёной экономике», к 2050 году планируется увеличить долю альтернативной энергетики в общем объёме вырабатываемой энергии до 50%, с промежуточным ростом в 3% к 2020 году и в 30% — к 2030 году. При этом переход будет осуществляться на основе семи ключевых направлений:
- развитие возобновляемых источников энергии;
- энергосбережение и энергоэффективность;
- развитие устойчивого и эффективного органического сельского хозяйства;
- управление отходами;
- рациональное использование водных ресурсов;
- развитие «зелёного» транспорта;
- сохранение и эффективное управление экосистемами.
Ожидается, что внедрение «зелёных» технологий приведёт к росту энергоэффективности экономики Казахстана на 40–60%, а также к сокращению потребления воды на 50%. Более того, переход к модели «зелёного» роста позволит обеспечить дополнительный рост ВВП на 3%, создать более 500 тысяч новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для населения.
Совокупный объём инвестиций, необходимый для реализации концепции, оценивается в среднем в 3–4 млрд долл. США в год. Максимальный ежегодный объём инвестиций — размером в 1,8% от общего объема ВВП — потребуется в период с 2020 по 2024 годы. При этом основная доля инвестиций будет привлечена за счёт средств частных инвесторов.
По итогам 2018 года на развитие «зелёной экономики» направлено 72,8 млрд тенге инвестиций, что составляет 0,12% от ВВП. Практически все средства, или 70,9 млрд тенге, были направлены в возобновляемые источники энергии. Остальные средства, а именно 1,8 млрд тенге, инвестированы в энергосберегающие технологии, и 105,6 млн тенге — на снижение выбросов парниковых газов.
Казахстан — единственная страна в Центральной Азии, располагающая как солнечными, так и ветровыми генерирующими мощностями, что является драйвером для дальнейшего развития ВИЭ. Гидроэнергетический потенциал средних и крупных рек составляет 55 млрд кВт·ч, а небольших рек — 7,6 млрд кВт·ч в год. Потенциал солнечной энергии и энергии ветра оценивается примерно в 2,5 млрд и 1,82 млрд кВт·ч в год соответственно. То есть совокупный потенциал ВИЭ составляет 1885 млрд кВт·ч в год, что эквивалентно мощности в 4,3 ГВт.
В Казахстане функционируют 75 объектов ВИЭ, среди которых наибольшей мощностью обладают СЭС Сарань (100 МВт), СЭС Бурное Солар 1 (50 МВт), СЭС Бурное Солар 2 (50 МВт) и Первая ВЭС (45 МВт).
Актуальность перехода к «зелёной экономике» определяется как экономическими издержками, так и значительным ухудшением состояния природных ресурсов и окружающей среды. Так, по оценке экспертов, неэффективное использование ресурсов приводит к упущенной выгоде для экономики в 4–8 млрд долл. США в год, а к 2030 году показатель может увеличиться до 14 млрд долл. США. При этом потенциал экономии энергопотребления составляет 3–4 млрд долл. США, а к 2030 году может достигнуть 6–10 млрд долл. США.
Экономические потери, понесённые в результате низкой продуктивности земель, варьируются в интервале от 1,5 млрд до 4 млрд долл. США. Следствием этих потерь может стать социально-экономическое напряжение в аграрном секторе, где заняты 30–45% населения в таких областях, как Северо-Казахстанская, Алматинская, Южно-Казахстанская.
Экономика Казахстана, несмотря на проводимую политику диверсификации, сохраняет сырьевую приверженность: объём ВВП на 31% сформирован за счёт промышленного производства и на 17% — за счёт горнодобывающего сектора. Следствием этого является сильная зависимость экономики от волатильности цен на энергоресурсы. В 2018 году объём добычи нефти составил 77,5 млн тонн (прирост — 6,3%), что в денежном эквиваленте соответствует 11,8 трлн тенге. Однако внешние экономические факторы, влияющие на ценообразование нефти, создают риски устойчивости развития национальной экономики. По прогнозам Международного энергетического агентства и Информационного агентства США по энергетике, до 2035 года ожидаемая стоимость барреля нефти будет находиться в диапазоне от 50 до 200 долларов США.
В этой связи развитие новых индустрий и переход на принципы «зелёной экономики» становятся системообразующим элементом, позволяющим снизить концентрацию национальной экономики и дисбаланс в развитии регионов, что в последующем эффективно скажется на развитии секторов экономики.
Переход Казахстана к «зелёной экономике» невозможен без обновления и развития новой инфраструктуры, иначе в ближайшей перспективе страна столкнется с проблемой несовременности и неконкурентоспособности её механизмов. В этой связи к 2030 году планируется возведение 55% зданий и 40% электростанций, а также обновление более 80% автотранспортного парка. Вместе с тем, к 2020 году ожидается снижение энергоёмкости ВВП на 25% по отношению к исходному уровню 2008 года.
Текущая энергоёмкость промышленности Казахстана в 4–5 раз выше, чем в европейских странах. Показатель энергоёмкости ВВП страны в мировом рейтинге — 1,9, в то время как в Японии — 0,1, а в Германии — 0,16. В этой связи среди приоритетных отраслей развития экономики можно отметить энергоэффективность, строительный рынок и развитие ВИЭ.
Стоимость энергии ВИЭ практически в 3 раза превышает стоимость энергии традиционных источников. Высокие тарифы связаны с необходимостью привлечения для реализации проектов заёмных средств, процентные ставки по которым превышают 10%. Учитывая, что окупаемость объектов ВИЭ достигается в течение 10–15 лет, заёмное финансирование выходит очень дорогим. Решением данной проблемы может стать выпуск «зелёных» облигаций, которые активно применяются в мировой практике. В 2018 году в международные «зелёные» проекты привлечено 167 млрд долл. США (в 2017 году — 158 млрд долл. США). По прогнозам, в 2019 году ожидается, что объём выпущенных облигаций достигнет 200 млрд долл. США. При этом крупнейшими эмитентами являются США (21%), Бельгия (19%) и Китай (8%).
В Казахстане ожидается выпуск «зелёных» бондов на базе биржи Международного финансового центра «Астана» — Astana International Exchange (AIX). Консорциум KazPV после приобретения у АО «НАК «Казатомпром» бизнеса по производству солнечных батарей намерен привлечь финансирование через фондовую биржу AIX.
Правительство Казахстана предоставляет производителям ВИЭ льготные фиксированные тарифы и другие формы государственной поддержки. Льготные фиксированные тарифы устанавливаются сроком на период 15 лет с учётом ежегодной индексации на инфляцию. Более того, для развития сектора ВИЭ Правительство возмещает 50% инвестиций на установку станций ВИЭ (более 5 кВт) для домашних хозяйств и предприятий, которые не имеют доступа к централизованной электрической сети.
Иллюстративное фото: Официальный Интернет-ресурс Акимата города Аркалык