Ташкент и Нью-Дели решительно продвигаются к укреплению своего партнерства в Центральной Азии через иранский порт Чабахар. Индийские инвестиции в этот морской транспортный узел по сравнению с прошлым годом увеличились вдвое, передает kazlenta.kz со ссылкой на inbuisiness.kz
Не имеющая выхода к океанским портам, но богатая нефтью и газом Центральная Азия в значительной степени зависит от китайского рынка, однако Казахстан пока об этом не думает.
«Чабахар является важным портом и недорогим маршрутом для доступа в страны региона, особенно в Афганистан и Центральную Азию. В настоящее время здесь имеется портовая инфраструктура и стратегическое оборудование для разгрузки и погрузки до 15 млн тонн товаров в год», - заявил гендиректор морской организации портов иранской провинции Систан и Белуджистан Бехруз Агаи.
Агаи подчеркнул, что эти морские ворота благодаря своей стратегической позиции могут сыграть ключевую роль в транспортировке товаров из стран Средней Азии.
По его мнению порт Чабахар является самым дешевым, безопасным и надежным путем соединения двух самых густонаселенных рынков мира: 21 страна в Индийском океане с населением около 2 млрд. человек и страны Центральной Азии, Кавказ и Восточную Европу с населением около 800 млн. человек.
Именно этим преимуществом и решил воспользоваться не имеющий выхода к морю Узбекистан, где проживает почти половина населения Центральной Азии, развивая свои отношения с Индией, уже вложившей 500 млн долларов в порт Чахабар.
В декабре 2020 года после избрания Байдена на президентских выборах в США Узбекистан, Индия и Иран провели свою первую трехстороннюю встречу по совместному использованию порта.
Узбекистан уже построил железнодорожную ветку в 75 км между Мазари-Шарифом и городом Хайратон на узбекско-афганской границе.
В свою очередь, Тегеран также проложил первую железнодорожную ветку между Афганистаном и Ираном. Индия и Узбекистан в соответствии с Ашхабадским соглашением 2011 года, должны построить транзитно-транспортный коридор между Центральной Азией и Персидским заливом.
И еще один важный момент: учитывая важность партнерства с Ташкентом по Чабахару, Нью-Дели подтвердил кредитную линию в размере 448 миллионов долларов для развития энергетики, инфраструктуры связи и информационных технологий в Узбекистане.
Казахстан тоже мог бы развивать многообещающее сотрудничество с Ираном, но мировой жандарм США повел себя как гопник на районе, по праву сильного запретив всему миру торговать с Ираном. Причем основание было действительно гопническим: Исламская Республика не соглашается идти на поводу у Соединенных Штатов.
Так что РК, говоря о торговле с Ираном, пока остается только вспоминать «минувшие дни, и битвы, где вместе рубились они», да ожидать разрешения от заокеанского сюзерена.
В 2015 году объем торговли между нашими двумя странами превысил 700 млн долларов. Но, правда, в основном за счет экспорта казахстанской стали.
В декабре 2016 года Иран и Казахстан договорились о строительстве солнечных электростанций на юге РК на деньги персидских инвесторов. Тогда же стороны подготовили общее соглашение, охватывающее восемь проектов на сумму $1,3 млрд долларов.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на inbusiness.kz
В начале 2017 года был проект по модернизации казахстанских автопарков с помощью седанов Samand («скакун» в переводе с фарси) от иранской автомобилестроительной компании Iran Khodro Group.
В июне 2017 года «Иран хотел увеличить аутсорсинг сельхозугодий в Казахстане до 10 000 гектаров».В июле того же года «Казахстан вошел в список лучших торговых партнеров Ирана».
Из возможно живых проектов пока осталась «иранско-казахстанская судоходная компания».
Правда, на поверку оказалось, что с казахстанской стороны «пароходство немножко не государственное», но это мелочи.
Очень интересно, как поведет себя наше правительство в свете решения вступления Ирана в ЕАЭС.
Очень скоро станет ясно: «да, скифы мы, да евразийцы мы», получающие выгоду от расширения союзного рынка на 90 млн человек, или же мы просто исполнители заокеанской воли, готовые по его указанию терпеть убытки.