Больше года назад в стране был принят Закон «О статусе педагога», который направлен на защиту прав учителей. За это время педагогическая общественность страны ощутила улучшение своего правового положения, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на Инфоцентр ВКО.
В Восточном Казахстане функция по выявлению нарушений норм законодательства и принятию превентивных мер по пресечению нарушений Закона «О статусе педагога», устранению причин нарушений возложена на Департамент по обеспечению качества в сфере образования.
Ранее такая деятельность осуществлялась ведомством в соответствии с отдельными нормативно-правовыми актами и нередко носила разобщенный характер, а с принятием закона данная деятельность рассматривается Департаментом в качестве основной.
Как отметила руководитель ведомства Зейнеп Махсутова, Департамент наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности должностных лиц и организаций за нарушения прав педагогов. В Кодекс об административных правонарушениях внесены нормы по привлечению к ответственности с наложением штрафов от 20 до 120 МРП или от 58 340 тенге до 350 040 тенге.
Кроме того, 14 января текущего года в соответствии с поручением Министра образования и науки Аcхата Аймаганбетова при Департаменте создан Консультативно-совещательный орган по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов организаций образования. В его состав вошли представители государственных органов, Общественного совета ВКО, депутаты городского маслихата, СМИ и неправительственные организации.
По словам Зейнеп Махсутовой, в ходе работы Консультативно-совещательного органа рассматриваются вопросы соблюдения руководителями организаций образования и иными лицами норм Закона «О статусе педагога» и Правил педагогической этики, вырабатываются рекомендации и предложения по совершенствованию методов профилактики нарушения законодательства. С принятием этого закона в каждой организации созданы Советы по этике.
– Хотелось бы, чтобы обращения по соблюдению педагогической этики и защите прав педагогов рассматривались на этих советах в самих школах. И лишь в случаях, когда вопросы не находят решения, их направляли к нам на рассмотрение в Консультативно-совещательный орган. При этом нужно отметить, что деятельность данного органа никак не направлена как институт против руководителей организаций образования, а сугубо на разрешение конфликтных ситуаций и превенцию, – говорит руководитель Департамента по обеспечению качества в сфере образования.
Приоритетным остается вопрос снижения отчетности и бумажной волокиты в деятельности педагогических работников организаций образования области, то есть не только в школах, но и в детских садах и колледжах.
Конечно, по сравнению с 2018 годом есть изменения в лучшую сторону, но, тем не менее, вопрос еще остается и будет на постоянном контроле ведомства. При выявлении таких нарушений в организациях образования предусмотрена административная ответственность за нарушение Закона «О статусе педагога» и законодательства в области образования, физической культуры и спорта.
Кроме того, на Департамент возложены функции по контролю в сфере охраны прав детей. По Меморандуму, заключенному с Управлениями образования и здравоохранения, специалисты ведомства проведут мониторинг коррекционных и специальных организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Сегодня в области функционирует 19 коррекционных и специальных организаций для детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Там воспитывается свыше двух тысяч детей. В ходе посещения организаций мы рассмотрим, как создаются условия для полноценного физического, психического, нравственного и духовного развития воспитанников, – отметила Зейнеп Махсутова.