Ru  Kz
Все новости

Вспышку буллинга в школах Казахстана ожидают психологи в сентябре

Родители часто просто игнорируют разговоры ребенка о буллинге в школе и не считают это серьезной проблемой. Но иногда травля и отсутствие поддержки могут привести к суициду. О том, как помочь ребенку, над которым издеваются в школе, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на liter.kz.

Дети снова пошли в школу после долгого дистанционного обучения. Для некоторых из них это как глоток свободы от родителей и дома, а также возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Поэтому психологи уже в ожидании вспышки буллинга и агрессии среди школьников в сентябре-октябре.

Как понять, что ребенка затравили в школе, если сам он об этом не говорит?

Стоит насторожиться, если ребенок вдруг перехотел ходить в школу, у него падает успеваемость, он начинает пропускать занятия и сбегать с уроков.

Кроме того, могут появиться различные психосоматические боли. Например, есть такое понятие, как «острый живот», когда у ребенка перед школой начинаются спазмы в области живота. Фактически ребенок всеми силами старается туда не идти.

«На самом деле дети очень часто говорят о буллинге, просто родители не обращают на это внимание. Чаще всего дети говорят, что им некомфортно и над ними подшучивают, что старшеклассники ведут себя как-то некорректно или педагог нехорошо с ними обращается. Но родители обычно говорят, чтобы он не обращал на это внимание, мол они так играют с тобой, или советуют поговорить с ними и сказать, что ему это не нравится», — говорит Остапенко.

Такой разговор станет своего рода красной тряпкой, как для быка, продолжила она. Если ребенок придет к тому, кто над ним издевается, и скажет, что ему это не нравится, что будет делать тот одноклассник? Скорее всего, продолжит издеваться дальше.

В ситуации школьного буллинга общепринятые способы совсем не работают, считает психолог.

Кроме того, не существует каких-то критериев по поводу того, из-за чего начинается буллинг. К ребенку могут прицепиться из-за одежды, произношения каких-то слов, цвета кожи, разреза глаз, его интересов и предпочтений и так далее. Как таковой реальной причины нет, поэтому невозможно сказать, каких детей будут травить, а каких нет.

Что делать родителям? 

Во-первых, нужно внимательно выслушать ребенка и принять его сторону. Есть смысл прийти в класс и поговорить с учителем, так как он — первый, кто сможет остановить травлю. Обычно хватает одной беседы, чтобы прекратить буллинг. Не нужно просить ребенка терпеть издевательства или учиться как-то по-иному относиться к обидчику. Это не работает.

«Ребенку сложно приходить туда, где ему плохо. Конечно, любой человек со здоровой психикой будет искать способы не идти туда. Если бы он мог сам остановить эту травлю, он бы уже это сделал. Но если ребенок сказал об этом родителям, значит, он не может сам с этим справиться», — пояснила Остапенко.

Поэтому не надо говорить ребенку: «Не обращай внимания, и они от тебя отстанут». Не отстанут. Отмахиваясь от проблем школьника, родители как бы предают его, оставляя с проблемой один на один. В результате он остается без какой-либо поддержки, потому что чаще всего учителя тоже стараются не связываться с этим.

Если беседа с педагогом не помогла, то родителям лучше вызвать вторую сторону конфликта — поговорить приватно. В беседе должны участвовать педагог, родитель и ребенок, подвергшийся буллингу, а также родитель ребенка-агрессора и он сам. Заранее следует договориться со всеми участниками обсуждения, что этот разговор останется только между ними.

При этом нельзя допускать «советский» вариант развития событий, когда учитель выставляет перед всем классом агрессора и его жертву и устраивает якобы открытый диалог, пристыжает их. Такой подход тоже не работает. Получается, что агрессора унизили перед всем классом, соответственно, тому, кто пожаловался, влетит от него еще больше.

Если беседа не дала результатов, то родителям нужно идти в администрацию школы, у которой есть свои рычаги – социальный педагог и пункт полиции. Если и это не сработало, есть смысл обратиться в социальную службу или в ювенальную полицию, чтобы написать заявление.

«Вообще в идеале нужно вытаскивать ребенка из этой среды, потому что, даже если дети условно пожали друг друг руки, ребенок все равно будет каждый раз приходить в травматичное для него место. Успеваемость будет падать, а тревога — возрастать, он все время будет в ожидании.

Фактически вместо учебы ребенок будет постоянно мониторить психическое состояние одноклассников и ждать какого-то подвоха. Поэтому при такой ситуации стоит перевести его в другой класс или школу — с его согласия», — советует психолог.

Как отличить буллинг от игры? 

Если ребенок говорит, что больше не хочет играть, то для него все должно остановиться. Но если все продолжается, это уже травля.

Практически все школьники хоть раз играли в игру под названием «собачка-драчка», когда у одного забирают шапку или что-то еще и начинают перекидывать друг другу, а ребенок бегает по кругу и пытается забрать свою вещь. Чаще всего такое бывает, когда уже нужно уходить после уроков домой.

«Для кого-то это просто игра, если дети просто побегали, похохотали, а ребенок забрал свою вещь и ушел домой. Но если он говорит, что больше не хочет играть, а ему пора домой, но одноклассники продолжают кидать его вещь, то это уже выглядит как издевательство и буллинг, особенно если это происходит регулярно. Очень часто травля прикрывается вот такими играми», — пояснила Остапенко.

На самом деле со стороны очень сложно отличить игру от буллинга. Часто педагоги первыми замечают такие вещи.

Если говорить о возрасте, то чаще всего активность происходит при переходе из младшего школьного звена в среднее, а затем в старшее. Это обычно первый класс, пятый и девятый, когда нужно выстроить определенную иерархию в классе, и каждый должен занять в ней свое место.

Самый жесткий буллинг происходит среди учеников 8-9 классов. Если посмотреть видео с жестокими избиениями и драками среди школьников, то обычно это случается с учениками как раз из таких классов. В 10-11 классах такое встречается редко.

Родителям нужно понимать, что дети начинают травить других не от счастливой жизни. Обычно это означает, что где-то глубоко внутри ребенок страдает. Он становится агрессором для других, если дома у него нет поддержки, принятия, права голоса и выбора. В таких случаях он ищет кого-то слабого, чтобы выместить на нем свою злость. Если это будет не другой ребенок, то могут стать кошка или собака, которых можно пнуть и поиздеваться. Так маленький агрессор удовлетворяет свою потребность в реагировании.

Таким образом, при буллинге работать нужно с обоими его участниками. Но, по словам психолога, часто агрессор не рискует это делать в одиночку: ему всегда нужно, чтобы за ним был кто-то еще. Поэтому часто такие дети собираются стайками и ищут того, кто слабее, чтобы вместе начать его травить.

Как буллинг действует на психику ребенка

Однозначно травля в школе снижает самооценку и повышает уровень тревоги. Часто дети, подвергшиеся буллингу, говорят о тотальном одиночестве, хотя в реальности эту ситуацию видят одноклассники, педагоги и родители. Но никто ничего не делает.

Одиночество у некоторых перерастает в преддепрессивное состояние. Ребенок может покончить жизнь самоубийством, ведь он не хочет ходить туда, где над ним издеваются.

Нередко дети посещают школьного психолога, и для него красным флажком должны стать такие фразы ребенка: «Я бы хотел найти что-то, что сделало бы мою жизнь спокойнее», «Я хочу найти место, где мне было бы лучше, чем здесь» и другое похожее. Это начало формирования суицидальных мыслей. Он уже ищет способ в психическом смысле избавиться от этого состояния, а не поменять его.

По словам психолога, когда такие дети приходят к специалисту, то обычно говорят витиевато. Многие уверены, что, если снова расскажут про травлю, то их в очередной раз попросят не придумывать и не преувеличивать ситуацию.

Сейчас школьники, которые вышли на офлайн-учебу после долгого перерыва, хотят получить условную свободу от дома. А в школе есть те, на ком они когда-то, грубо говоря, отрывались. Сентябрь может стать пиковым в этом плане, ведь нужно выстраивать новую иерархию.

16 сентября 2021 года министр информации и общественного развития Аида Балаева заявила, что кибербуллинг, как и любую интернет-травлю, следует пресекать по закону — подробнее об этом читайте здесь.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Монополисты возвращают казахстанцам более 768 млн тг за отопление
Опять двойка: за год Казахстан не смог выйти из списка стран с очень низким уровнем владения английским языком
Завозим всё, от трусов до пальто: производство одежды в Казахстане существует лишь номинально
«Двигатель» инфляции - сфера услуг: в каких категориях цены выросли заметнее всего
Казахстанцы активно переводят свои пенсионные накопления управляющим инвестиционным портфелем