Россияне могут остаться без диетического и самого дешевого мяса птицы. Его производители заявляют о кризисе. Хозяйства разоряются, а оставшиеся поставщики поднимают цены и сталкиваются с новыми проблемами.
Их не пичкают добавками, не обкалывают антибиотиками — этих птиц вообще не кормят. На оренбургской птицефабрике дела настолько плохи, что ее руководители все бросили и подались в бега, оставив сотрудников без зарплаты, а птицу — без еды.
"Кормов нет. Кормят одну молодку, а остальная птица просто тихо утилизируется сама по себе", — говорит сотрудница птицефабрики Антонина Тихонова.
И проблемы не только на этой фабрике. Вся отрасль до сих пор страдает от кризиса перепроизводства 2017 года. Тогда на рынке оказалось слишком много курятины и оптовые цены на нее упали на 30–40%. Это сделало работу многих предприятий убыточной. И теперь они вынуждены закрываться.
"На смену производства приходит перепроизводство, и многие производители уже сократили поставки или будут их сокращать, или будут банкротиться. Такая ситуация приведет к жесткой внутренней конкуренции на рынке", — говорит руководитель торговой платформы Александр Волчек.
Лето же 2018-го нанесло фермерам еще один удар. Выросли цены на корма и добавки.
"Цена соевого шпрота выросла на 62%, и другие многие составляющие также растут в цене. Поэтому птицеводам, чтобы иметь устойчивое финансовое положение и стабильное производство, необходим был этот рост, который мы отмечаем в 18-м году", — говорит руководитель исполнительского комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
А вот как все это повлияло на потребителей: когда в прошлом году оптовый рынок был завален дешевой курицей, на рознице это не отразилось никак, зато теперь, следом за издержками, взлетели и цены.
Если курица и летает, то, как правило, недалеко и невысоко, но в этот раз ей, кажется, удалось загреметь в серьезную турбулентность. И чувствуют ее на себе как раз простые покупатели. Если в этой конкретной лавке в начале лета килограмм куриной грудки стоил 250 рублей, то теперь — почти 300.
Многие — особенно маленькие хозяйства — стараются держать цены на том же уровне, но уже себе в ущерб.
"Мы цен пока не поднимаем, потому что боимся потерять своих постоянных клиентов. Заработная плата, конечно, немножко упала. Процентов на 20", — говорит предприниматель Анатолий Данькин.
Те же, кто из своего кармана платить не готов, сокращают издержки. Любыми способами.
"Некоторые производители прибегают к ухищрениям. Например, изменяют состав кормов: дают более дешевые корма, добавляют дополнительно посолочные смеси, которые удешевляют стоимость птицы и, конечно, ухудшают качество", — говорит аналитик пищевой промышленности Дмитрий Еделев.
И уж, конечно, фермеры стараются сделать так, чтобы их, можно сказать, золотые куры как можно меньше болели. Поэтому закармливают их сильнодействующими препаратами.
Антибиотики накапливаются в организме у человека, а если, не дай бог, какое-то заболевание, человек пытается вылечиться тем самым антибиотиком и ничего не получается, потому что он его получает с мясом курицы.
В результате этих метаморфоз пострадали все: мелкие предприниматели потеряли в деньгах или вообще ушли с рынка, крупные вынуждены сокращать производство и издержки, а потребители мало того что теперь вынуждены больше платить, так теперь еще и могут нарваться на по-настоящему опасный продукт. И тогда лихорадка на птичьем рынке для них может обернуться уже другими, более серьезными заболеваниями.