88 тысяч владельцев автомобилей с российскими номерами в Казахстане рискуют оказаться вне закона. Оказалось, что многие машины на момент продажи были зарегистрированы в России, однако позже их прежние владельцы сняли ТС с учета, и таким образом эти машины повисли в воздухе: они не состоят на регистрационном учете ни в Казахстане, ни в России. Часть авто и вовсе признаны криминальными либо состоят в угоне, передаёт kazlenta.kz со ссылкой на tengrinews.kz.
По какой причине казахстанцы массово покупали авто на российских номерах? Почему только сейчас стало известно об этих 88 тысячах автомобилей? И как можно разрешить проблему, возможна ли некая "амнистия" для автовладельцев? Корреспондент поговорил с председателем Независимого автомобильного союза Эдуардом Эдоковым.
Почему казахстанцы стали покупать автомобили с российскими номерами? В чем их преимущество?
На самом деле какого-то особого преимущества у российских автомобилей нет. Просто эти машины были куплены в РФ и завезены в Казахстан по доверенности.
Основная причина в том, что эти машины покупаются дешевле, причем значительно дешевле, учитывая, что покупаются они без снятия с учета в России и без постановки на учет в Казахстане. Те, кто покупает эти машины, они не платят утилизационный сбор, они не платят за первичную регистрацию ТС. Если такая машина здесь стоит 10 миллионов тенге по нашим деньгам, то в РФ они покупают ее, условно, за 5 миллионов и катаются, пока не сталкиваются с теми проблемами, с которыми они столкнулись сейчас.
Самая основная причина этого, что казахстанцы вынуждены искать какие-то лазейки и пытаться купить нормальную машину по нормальной цене.
Я вам приведу реальный пример. По рабочим нуждам мне нужно было купить 3 небольших джипа. В США я их мог взять по 3 тысячи долларов. Для того чтобы эту машину поставить на учет здесь, с меня государство захотело взять 10 тысяч долларов за каждую машину. То есть это первичная регистрация, налог, растаможка и прочее. Это просто бред.
Когда все эти сборы ввели, очень резко сократился ввоз подержанных автомобилей в Казахстан, а наш автопарк стал катастрофически стареть. Потому что ничего не обновляется. И вот подобные ситуации с кыргызскими машинами, с армянскими машинами, с российскими теперь.
Чем объясняло государство дорогую первичную регистрацию и утильсбор?
Утильсбор якобы нужен для того, чтобы все эти машины, которые свой срок эксплуатации отслужили, не валялись на дорогах. Вы где-нибудь видели валяющиеся автомобили? Я тоже не видел. Вот вы завезете автомобиль стоимостью 3 тысячи долларов, а утилизация на ваш автомобиль будет составлять 4 тысячи долларов. Вы должны заплатить 4 тысячи долларов за машину, которую вы привезли из-за рубежа, чтобы кто-то ее когда-нибудь утилизировал. Я вам голову на отсечение даю, что никто и никогда ее утилизировать не будет, потому что, когда пройдет 20-30 лет, ее продадут на запчасти и никакой утилизации она не дождется. А деньги с вас уже взяли.
Например, утилизационный сбор в Германии составляет примерно 100 евро, а у нас - от 1,5 до 4 тысяч долларов. Почувствуйте разницу. Почему так дорого?
Мы, потребители, вы и я, вынуждены платить дорогую первичную регистрацию и утильсбор. Это все преподносится под соусом поддержки нашего так называемого автопрома. Соответственно, люди и несутся: в Кыргызстан за праворульными, в Армению, в Россию точно так же. Вот она - причина основная. Потому что наше государство обложило непомерными всякими оброками возможность гражданам ввезти подержанный автомобиль.
Раньше как было: я купил автомобиль 2010 года, ездил на нем 3-5 лет, затем я его продаю и покупаю посвежее. То есть потихонечку автопарк худо-бедно обновлялся. Сейчас этого нет. Сколько завезли в льготку 10-15 лет назад подержанных автомобилей, вот они и остались. Сейчас автопарк 20-летний, и он стареет, стареет и стареет. И вот вся эта беда: казахстанцы не очень богатеют, а машины многим нужны для выживания и для бизнеса, люди используют всякие лазейки. Но не задумываются о том, что дергают спящего тигра за усы, то есть государство. Да, может, какое-то время и поездят, потом он просыпается - и хрясь лапой всех. И вот так было с кыргызскими автомобилями чуть ли не ежегодно, так было с армянскими автомобилями, а сейчас с российскими.