Подходит к концу очередной год. Он был нелегким для российской киноиндустрии. Ковидные ограничения мешали не только съемкам новых фильмов, но и их показу в кинотеатрах.
Тем не менее, по предварительным оценкам, в уходящем году на российские экраны вышло порядка 170 отечественных фильмов. Наш обозреватель рискнул выбрать из них десятку лучших. Вот они -- в алфавитном порядке.
Версия кинообозревателя «Труда» Леонида Павлючика
«Вертолет». Драма выживания среди суровых суровых якутских просторов, перерастающая по мере движения сюжета в драму социальную. Режиссер Михаил Лукачевский стал обладателем Гран-при фестиваля «Киношок» в Анапе и Гран-при фестиваля «Московская премьера».
«Дело». Остросоциальное и даже острополитическое высказывание Алексея Германа-младшего о коррупции «в одном отдельно взятом российском городе». Фильм-участник конкурса «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. «Дело» открывало Выборгский фестиваль «Окно в Европу», на котором режиссер был удостоен приза за вклад в киноискусство.
«Конец фильма». Печальное, смешное и умное «кино о кино» в режиссуре Владимира Котта. Фильм завоевал Гран-при на фестивале популярных жанров «Хрустальный источник» в Ессентуках.
«Нууча». Кинопритча якутского режиссера Владимира Мункуева о пришлом чужаке – «нууче», который отнял у хозяина жену, дом и, в конечном счете, посягнул на родную землю. Фильм-победитель Карловарского фестиваля в конкурсе «Восток-Запад» и призер Сочинского «Кинотавра».
«Петровы в гриппе». Фантасмагория Кирилла Серебренникова по мотивам одноименного романа Владимира Сальникова. Фильм-участник Основной программы Каннского кинофестиваля. Обладатель Гран-при фестиваля российского кино «Спутник над Польшей» в Варшаве.
«Последняя «Милая Болгария». Изобретательная кинофантазия екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко на тему жизни и судьбы писателя Михаила Зощенко. Фильм завоевал приз за режиссуру на Московском международном кинофестивале.
«Разжимая кулаки». Социально-психологическая драма Киры Коваленко об удушающих объятьях кавказской патриархальной семьи и о порыве молодой женщины к свободе. Фильм-победитель конкурса «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, представлял российское кино на «Оскаре».
«Райцентр». Один день из жизни захудалого райцентра, который окажется для героев отнюдь не центром земного рая. Фильм Натальи Назаровой победил на фестивале «Амурская осень » в Благовещенске.
«Рапана». Тонкий и стильный киноэтюд Виталия Суслина о человеческом одиночестве в большом городе. Приз жюри федерации киноклубов РФ лучшему фильму конкурса полнометражных фильмов на международном фестивале «Московская премьера».
«Ыт». Альманах из семи новелл, в жанре трагифарса повествующий о повседневной жизни якутской глубинки. Режиссеры Дмитрий Давыдов и Степан Бурнашев завоевали спецприз жюри Варшавского кинофестиваля.