В Казахстане усилился разрыв между численностью городского и сельского населения. По итогам 2022 года уровень урбанизации почти дошёл до той планки, которой власти намеревались достигнуть только к 2025 году, передает kazlenta.kz со ссылкой на finprom.kz.
За последние годы (с 2018-го по 2022-й) доля городского населения в стране увеличилась почти на 4 процентных пункта, с 57,6% до 61,5%. Удельный вес сельчан соответственно уменьшился, составив к 1 января 2023 года 38,5%.
В количественном выражении с 2018-го по 2022 год в городах прибавилось 1,5 млн жителей (плюс 14,7%), численность горожан приблизилась к 12 млн человек. Города росли как благодаря рождаемости, так и за счёт миграционного притока. Все эти годы миграционное сальдо городов было положительным, в 2022-м оно составило 60,1 тыс. человек.
В сёлах тенденция другая. Численность сельского населения в последние пять лет уменьшилась на 193 тыс. (минус 2,5%), составив 7,5 млн человек. Частично за этот «минус» в ответе отток населения из аулов. Так, в 2022 году миграционное сальдо сельского населения составило минус 67 тыс. человек.
Сельчане переезжали как внутри Казахстана, в более крупные населённые пункты, так и за границу. Главное направление внутри регионов — в крупнейшие города области. Статистика региональной миграции показывает, что все областные центры, кроме Конаева, имеют положительное сальдо. В то же время прирост в городах в сравнении с численностью их населения был не столь значительным и вряд ли оказал серьёзный экономический эффект. К примеру, сальдо внутрирегиональной миграции Караганды за 2022 год составило 3,3 тыс. человек. Для шахтёрской столицы с населением в полмиллиона это лишь 0,6%. Другой пример — Туркестан, где сальдо миграции за счёт жителей своего региона составило всего 583 человека (0,3% от общей численности).
Наиболее ярко выраженная урбанизация происходила только в Алматы и Астане. Положительное миграционное сальдо в этих мегаполисах наблюдается уже много лет. В прошлом году население столицы пополнилось 33,8 тыс. казахстанцев из регионов. В Алматы внутренние мигранты добавили к общей численности населения города 35,3 тыс. человек.
Что касается межрегиональной миграции, то лишь мегаполисы и Алматинская область в 2022 году имели положительные показатели разницы между приехавшими и уехавшими. У всех остальных регионов сальдо было отрицательным. Это значит, что уезжают из этих территорий больше, чем туда приезжают. Переезды между областями в прошлом году имели два основных направления. Жители южных регионов ехали в ближайшие крупные мегаполисы, Алматы и Шымкент, а граждане северных и центральных областей перемещались в Астану, реже — в Южную столицу.
Самый значительный миграционный отток был зафиксирован в Туркестанской области (минус 18,1 тыс. человек), его «обеспечили» переезжающие в Шымкент, Алматы и Алматинскую область. На втором месте оказалась Жамбылская область (минус 10,3 тыс. человек), чьи жители в прошлом году тоже перебирались в Алматинскую агломерацию. Тройку ключевых «поставщиков» южного потока замкнула Жетысуская область (минус 8,9 тыс. человек), в которой после территориального отделения стал виден чётко выраженный миграционный отток. Из этого региона казахстанцы в основном тоже переезжали в Алматы и Алматинскую область.
Сценарий, по которому идёт процесс урбанизации в Казахстане — это, скорее, «народный» вариант развития территорий. Люди переезжают туда, где они могли бы улучшить свои жилищные условия, найти более высокооплачиваемую работу. В плане развития рынка труда и социальной инфраструктуры ни регионы, ни мегаполисы не готовы к такой миграции.
Тот факт, что урбанизация в Казахстане имеет неконтролируемый характер, ещё год назад признали в Министерстве труда и социальной защиты населения РК (МТСЗН).
Вот что об этом говорилось в концепции миграционной политики на 2022–2026 годы:
«С точки зрения перспектив развития республики, сложившиеся тенденции внутренней миграции неблагоприятны. Растущая численность населения крупных городов и отдельных регионов на фоне нерегулируемого оттока населения из других областей усиливает демографические и трудовые дисбалансы. В результате, для северных регионов характерно снижение экономической активности, в южных областях наблюдается избыток трудовых ресурсов, а инфраструктура крупных городов не справляется с нерегулируемым притоком населения».
Ситуация на рынке труда, судя по прогнозам аналитиков Центра развития трудовых ресурсов РК, в пределах 2023–2030 годов и далее будет соответствовать существующему негативному сценарию. Ожидается, что на севере и востоке будет сформирован наименьший спрос на рабочую силу. Больше всего вариантов для трудоустройства предложат Астана, Алматы и Шымкент.
По прогнозам МТСЗН, при сохранении существующих тенденций население северных областей Казахстана к 2050 году сократится в общей сложности на 600 тыс. человек. Численность проживающих на юге (без учёта Алматы и Шымкента) вырастет на 1,6 млн граждан. В итоге плотность населения в южных регионах будет в четыре раза выше, чем в северных.
Согласно базовому сценарию демографической ситуации, к 2050 году население Астаны, Шымкента и Мангистауской области вырастет в два раза (по сравнению с 2022-м). Численность граждан в Восточно-Казахстанской и Абайской областях сократится на 15%-16%, в Костанайской — на 22%, в Северо-Казахстанской — на 34%.