24 апреля 2025 года в Maqsut Narikbayev University (MNU) начал свою работу первый туристический Ideaton. На инновационном марафоне идей, направленном на развитие туристской деятельности в Астане, побывал корреспондент Kazlenta.kz.
Ideaton собрал на одной площадке студентов, преподавателей, молодых предпринимателей, экспертов и представителей индустрии, чтобы вместе придумать креативные идеи для развития туризма в Астане и Казахстане.
Заместитель председателя правления Центра развития туризма «Астана туризм» Олжас Ибраев отметил, что IDEATON – это эквивалент Хакатона. Результатом может стать как готовый продукт, так и целая концепция.

«Мы не ограничиваем участников – будет это готовый продукт или концепция. Мы хотели услышать мнение молодых, так как у них может быть какое-то креативное видение. Далее мы планируем провести IDEATON с Евразийским национальным университетом, с университетом «Туран». Это те вузы, где тоже есть специальности «туризм». Сейчас это пока пилотный проект, и если мы увидим действительно какие-то интересные студенческие идеи, то мы гарантируем их реализацию, и возможно, даже финансирование. Считаю, что для студента реализация его идеи – это большой плюс для портфолио. Это огромный опыт», – отметил Олжас Ибраев.
На Идеатоне из студентов таких специальностей, как туризмология, юриспруденция, программирование, дизайн, менеджмент, маркетинг, урбанистика, архитектура, экономика, логистика, PR и реклама, социология, IT и бизнес-аналитика сформировали 25 небольших команд. Организаторы посчитали, что такие команды из разных дисциплин смогут создать не только инновационные, но и коммерчески интересные идеи. Общий призовой фонд составляет 1 миллион тенге.

«Мы находимся на мероприятии, которое проводит Центр развития туризма «Astana Tourism» акимата Астаны совместно с Maqsut Narikbayev University. Это мероприятие призвано собрать идеи по развитию туризма. Это своего рода хакатон, где генерируются интересные идеи. Сегодня для студентов также состоятся лекции спикеров. Потом команды будут поделены на несколько человек, которых будет сопровождать ментор. И в течение двух дней команды будут генерировать идеи по поставленным задачам. Лучшие из них будут отобраны членами жюри, и студенты будут награждены», - рассказал Алексей Погодаев, руководитель айти-компании «Крокос».
Алексей Погодаев рассказал о том, что в 2017 году в Астане при поддержке городского акимата и АО «Казахтуризм» были запущены проекты CityPASS и RedBus. RedBus – это двухэтажные красные туристические автобусы, а CityPASS - это пластиковые карточки для туристов для прохода к достопримечательностям столицы. Проект был запущен в преддверии ЭКСПО. С 2017 года было продано более 1,8 миллиона туристических карт.
«Получается, что мы в 2017 году запустили туристические проекты в столице, и сегодня нас пригласили в этот университет, чтобы мы рассказали о своем опыте сотрудничества с госорганами, и почему эти проекты функционируют уже 8 лет, и стали успешными», - дополнил спикер мероприятия.
Алуа Адильбекова, студентка 1 курса Maqsut Narikbayev University, рассказала, что учится по специальности «туризм».

«Мне очень интересно здесь, так как я учусь на специальности «туризм». Я слушаю лекции, они как раз по нашей теме. Здесь очень интересные спикеры. Я мечтаю работать в этой сфере. И, конечно, я хочу придумать свои идеи, но в будущем. Именно сейчас у меня для этого пока недостаточно знаний», – отметила Алуа.
Организаторы мероприятия ожидают, что участники марафона идей придумают креатив для концепции туристических ивентов с интеграцией достопримечательностей, для создания новых точек туристского притяжения в Астане, для улучшения сервиса и инфраструктуры аэропорта города с помощью цифровых решений.
«В течение двух дней команды будут проходить образовательные сессии, работать с менторами и экспертами, разрабатывать и презентовать проекты перед жюри. Лучшие идеи получат призы и шанс на реализацию в рамках туристской стратегии города, – резюмировал Олжас Ибраев, заместитель председателя правления Центра развития туризма «Астана туризм».