Ru  Kz
Все новости

Нигматулин главе Комитета госдоходов: Что ты за монстр такой, министра не слушаешь?


Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин на заседании нижней палаты Парламента раскритиковал работу налоговиков. По словам Нигматулина, они не выполняют приказ министра финансов, который запретил исполнять доходную часть бюджета за счёт авансовых платежей по налогам, сообщает informburo.kz

Суть проблемы объяснил депутат Серик Кусаинов. Доходная часть республиканского бюджета в 2018 году исполнена на 102%, но план поступлений налоговых сборов и обязательных платежей не исполнен по 23 из 89 позиций на сумму 255 млрд тенге. В то же время авансовые налоговые платежи за год выросли, несмотря на запрещающий приказ министра финансов.

"Почему до сих пор продолжаются эти авансовые изъятия? С такими показателями работу органов госдоходов тяжело назвать даже удовлетворительной. Почему ситуация с налоговым администрированием и поступлением налогов такая удручающая?" – спросил депутат на заседании.

Министр финансов Алихан Смаилов объяснил: основная часть неисполнения связана с тем, что в прошлом году уменьшились поступления от банковского сектора, так как сразу у нескольких банков отозвали лицензии. Также было снижение поступлений от горнодобывающих и уранодобывающих компаний, потому что не было конъюнктуры на внешнем рынке. Авансирование, по его словам, выросло из-за существующей методологии и связано с тем, что НДС (налог на добавленную стоимость) к зачёту превышает НДС к начислению.

После этого глава Мажилиса Нурлан Нигматулин вступил в полемику с председателем Комитета государственных доходов Министерства финансов Маратом Султангазиевым. Informburo.kz приводит их полный диалог.

Нигматулин: – Тема авансовых платежей поднимается из года в год. Всё, что вы сейчас сказали, – можно фамилию и имя министра поменять, стенограмму поднять, – всё одно и то же. Откровенно говоря, только под нажимом депутатского корпуса и благодаря настойчивости Счётного комитета был сделан этот приказ министра. Вот он: "Территориальным органам государственных доходов исключить практику исполнения доходной части бюджета за счёт авансовых платежей по налогам". Несмотря на этот приказ, авансовые платежи выросли на 111 млрд тенге по сравнению с предыдущим годом.

Султангазиев: 
– В целом мы работу усилили. Из 429 млрд тенге, возмещённых в прошлом году по НДС, из них только 165,9 млрд тенге мы вернули в четвёртом квартале. В конце года провели инвентаризацию всех обязательств, где были поданы заявления, поэтому на четвёртый квартал приходится такая большая сумма. Плюс вернули по КПН (корпоративный подоходный налог. – Авт.) 4,2 млрд тенге.

Нигматулин: – Не нужно читать бумаги заготовленные. Вы почему не исполняете приказ министра? Зачем вам это нужно? Сейчас вы будете рассказывать, что бизнес вас взял за горло и требует изъятий авансовых. Вы берёте это, потому что налоговым органам нужно выполнить плановые показатели. Вот и весь ответ. Министр правильно говорит: хорошо, что с его силами хоть приказ родился. Вам методику надо менять. Когда вы приступите к этой работе? У нас есть международный стандарт ОЭСР, который надо внедрять.

Я, готовясь сюда, переговорил со всеми крупными организациями. Все говорят, что как в советские времена от роста брали налоговики, так и работают. При этом у вас никакой интеграции нет с Министерством индустрии. Без доклада есть что сказать?

Султангазиев: – За последние четыре года рост платежей идёт, и в целом идёт рост переплаты. Разрывы между ними сократились.

Нигматулин: – Зачем вы лезете? По поводу авансовых платежей: в бюджетном кодексе мы согласились на ваше предложение. Налогоплательщик вправе исполнить налоговые обязательства досрочно, так? Но он же не обязан это делать, и вообще обязательства по налоговой отчётности исполняются налогоплательщиком, как правило, по окончанию налогового периода.

Султангазиев: –Есть платежи по КПН, которые платятся ежемесячно.

Нигматулин: – А вот в случае с КПН – по окончанию квартала.

Сулиангазиев: – Ежемесячно.

Нигматулин: – Квартала, дорогой председатель комитета. А вот вы сейчас эту практику ввели ежемесячную. Предприниматели должны платить ставку налога по достигнутой прибыли прошлого года, вместо того чтобы иметь право скорректировать КПН по результатам квартала. Вот вам весь механизм. А потом здесь отчитываетесь: "Мы так перевыполнили". А вот, кстати, этот механизм, о котором я вам сказал, он соответствует стандартам ОЭСР. Вам нужно менять методику. Когда приступите к этому?

Султангазиев: – По методике платежей: хорошо, к работе приступим. Но в целом я хотел сказать, что разрыв уменьшается. По итогам прошлого года разрыв уменьшился на 4,1% между уплаченными суммами и авансами. Вы видите реакцию? Такое впечатление, что вы не слышите ничего. Методикой будем заниматься.

Нигматулин: – Конечно, нужно заниматься. 1250 предприятий введено по государственной программе индустриально-инновационного развития, свыше 120 тысяч рабочих мест. Смотрите, налоговики продолжают работать по той же привычной методике. Из 1 трлн 755 млрд тенге корпоративного дохода, собранного в прошлом году, 203 млрд – переплата авансовая.

Что ты за монстр такой, министра не слушаешь? Приказ сделал министр – исполняй, тебе запретили. Запретили территориальным органам, зачем вы лезете туда?

Если говорить по возврату НДС, вы их прощаете, не возвращаете, либо возвращаете с большой задержкой. Есть такая проблема.

Султангазиев: – Есть проблема, но в конце года, как я уже сказал, 165 млрд тенге вернули, это из 429 млрд.

Нигматулин: – Вы правы, весь год не возвращаете, а в конце года вбухнули. Ну, это же бизнес, это их свободные деньги. Я поэтому и говорю: методика ОЭСР идёт поквартально и вам к ней нужно приходить. Не так ли?

Султангазиев: – Так

Нигматулин: – Мы видим, Алихан Асаханович (министр финансов Алихан Смаилов. – Авт.), с момента вашего прихода наводится порядок. Ещё раз говорю: приказ этот появился, территориальным органам есть установка. Как заканчивается квартал, ведь руки выкручиваете, начиная с регионов и заканчивая центром. Теперь нужно сделать следующий шаг – методику. То, о чём мы говорили. Договорились?

Султангазиев: – Да.

Фото: informburo.kz/

Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
В Казахстане самое дорогое такси среди стран СНГ
Падёж скота увеличился в Казахстане: по ряду животных показатели выросли в разы
Среди аутсайдеров: в рейтинге стран по эффективности борьбы с изменением климата Казахстан занял лишь 60 место из 67
Менее чем за месяц численность осознанных лудоманов в Казахстане превысила 10 тысяч человек
В Казахстане бензин подорожал на 14%, дизтопливо - на 15%