Правозащитница из Алматы Марианна Гурина опубликовала на своей странице в Facebook’e «крик» учителей и директоров школ, которые устали молчать о несправедливости, подкупе членов комиссии и давлении на учеников во время сдачи ЕНТ, передает ИА «NewTimes.kz».
Педагоги пожаловались на проблемы в ходе сдачи ЕНТ в Алматы в 2017-2018 годах. Среди них — поборы в школах для сдачи пробного тестирования, дополнительные вечерние занятия с выпускниками, за которые учителям не доплачивают, запугивание и психологическое давление на школьников и преподавателей. По мнению Гуриной, это явные нарушения законов.
«Дети выпускных классов регулярно снимались с уроков для участия в пробных тестированиях, за которые они должны были платить деньги различным центрам тестирования. Миллионами собирались средства для оплаты пробных тестирований, которые уходили на оплату тестовых книжек непонятного содержания (от 350 тенге и выше за книжку). К этой «работе» привлекались крупнейшие вузы города, на базе которых проходили эти тестирования.
Заведующие РОО с указания управления образования города Алматы обязывали школы проводить дополнительные занятия для выпускных классов после уроков, требуя, чтобы дети до 18.00-19.00 оставались в школе. При этом учителя 11 классов должны были проводить эти уроки бесплатно.
При проведении пробных тестирований проводился досмотр детей и их психологическое запугивание: детей обыскивали, ощупывали, причем эту процедуру проводили сотрудники РОО. Дети и родители жаловались на эти унижения, в частности эти факты, были неоднократно зафиксированы в Медеуском районе, где процедурой обыска детей занималась непосредственно начальник РОО.
Кроме давления на детей, еще большее моральное давление оказывалось на директоров школ. Во время анализа результатов пробных тестирований директора получали угрозы дисциплинарных взысканий и увольнения за «низкие» результаты ЕНТ. Руководители РОО объясняли это тем, что аким города Алматы требует высокого рейтинга, также акимы районов требуют, чтобы школы получили высокие результаты.
В результате многомесячного прессинга директора школ, в свою очередь, оказывали всяческое давление на детей, которые не показывали высоких результатов в ходе пробных тестирований, требуя, чтобы эти дети не принимали участия в ЕНТ и не портили общую картину», ― говорится в публикации.
«Руководители РОО вынуждают директоров школ, где дети не показали высоких результатов, писать заявления на увольнение, а само тестирование превратили в «Русскую рулетку», в которой повезет тем, кто сможет воспользоваться сотовыми телефонами на ЕНТ.
В погоне за высокими баллами учителя и родители учат детей различным «способам» сдачи ЕНТ с использованием достижений современной техники. В результате во время ЕНТ идет конкурс, кто лучше спишет, «сделает» результаты. Причем все это видят дети, выпускники, молодые граждане нашей страны, за которыми будущее. Что они увидели во время ЕНТ? Что гранты достанутся тем, кто сумел пронести с собой 5-6 сотовых телефонов, а дети, которые учились все годы, для кого вообще неприемлема сама идея списывания, обмана, оказались с более низкими результатами? Потом мы удивляемся, почему многие выпускники, причем самые способные и перспективные, предпочитают учиться, а в дальнейшем жить и работать за пределами Казахстана», ― пишут педагоги.
Авторы обращения также отметили, что детей, не показавших результатов на тестировании, буквально травят учителя, но и это не последняя проблема в образовании.
«Отдельный вопрос — это сборы денег со школ для успешной сдачи ЕНТ. Эти факты широко известны, в том числе и правоохранительным органам. Конечно, никто из руководителей школ открыто не признает это, но в обществе все понимают, откуда появляются чудесные результаты у школ, которые до этого момента никак не блистали успехами (сборы в среднем составляют 5000-10000 тенге с одного участника ЕНТ). В стране растет «потерянное поколение»: нигде в мире нет такого пренебрежения физическим и психическим здоровьем детей. Неужели чиновники не видят, что все эти действия усиливают напряженность среди педагогической общественности? Многие учителя принимают решение уйти из государственной школы или вообще оставить профессию, а родители ищут любую возможность, чтобы отправить детей на учебу за границу, потому что потеряли надежду найти правду. Такие слова, как совесть, любовь и правда нивелированы усилиями государственных структур», ― заключили учителя.