На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос о маркировке и прослеживаемости товаров. Какие мероприятия в рамках реализации данной задачи проводятся Министерством финансов РК, доложил министр Ерулан Жамаубаев, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на сайт Премьер-Министра РК.
По словам министра, Министерством финансов проводятся комплексные мероприятия, направленные на сокращение доли теневой экономики, повышение уровня качества услуг, а также обеспечения дополнительных поступлений в бюджет.
И одним из важных направлений работы является создание системы маркировки и прослеживаемости товаров в рамках цифровизации налогового и таможенного администрирования.
Цифровая маркировка товаров, как отметил Е. Жамаубаев, направлена на достижение следующих целей:
- для государства – это сокращение нелегального оборота товаров, увеличение поступлений налогов в бюджет, повышение качества государственного контроля;
- для населения – эффективность общественного контроля, защита прав потребителей, защита жизни и здоровья граждан;
- для бизнеса – повышение конкурентных условий ведения бизнеса для добросовестных налогоплательщиков.
В целях внедрения маркировки на табачные изделия Министерством финансов совместно с оператором маркировки товаров АО «Казахтелеком» с 1 октября 2018 года по 31 марта 2020 года проведен пилотный проект по маркировке табачных изделий.
В рамках пилотного проекта отработан весь цикл маркировки табачных изделий, включая производство/импорт до реализации конечному потребителю, с выводом из оборота реализованных табачных изделий.
Приняты необходимые нормативные правовые акты.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РК «Об определении перечня товаров, подлежащих маркировке» обязательной маркировке с 1 октября 2020 года подлежат сигареты с фильтром, содержащие табак, и с 1 апреля 2021 года иные виды табачных изделий, такие как стики, сигары, сигариллы, нагреваемый табак.
Крупными участниками цифровой маркировки, как отметил министр, являются компании ТОО JTI, «Филип Моррис Казахстан», «Бритиш Американ Тобакко» и «Империал Тобако Казахстан».
Также с 1 июня 2019 года по декабрь 2020 года проводится пилотный проект по маркировке алкогольной продукции.
Участниками пилотного проекта являются 5 производителей и 2 импортера.
По цифровой маркировке алкогольной продукции обеспечена физическая прослеживаемость за оборотом от производителя/импортера до потребителя, включая дистрибьюторов. Ранее такой контроль отсутствовал, а также возможность выявления нелегальной продукции путем считывания реализуемой алкогольной продукции.
Покупатель может проверить легальность товара через мобильное приложение, а выдача фискального чека с кодом цифровой маркировки является подтверждением законности происхождения продукции. Ранее такой контроль также отсутствовал.
Завершение пилотного проекта запланировано на 31 декабря 2020 года.
По итогам пилотного проекта будут рассчитаны затраты бизнеса и стоимость цифровой маркировки по алкогольной продукции.
Прослеживаемость товаров
Для обеспечения прозрачности движения товара по всей цепочке создана Национальная система прослеживаемости товаров, состоящая из ряда информационных систем.
Начальным звеном прослеживаемости является система «АСТАНА-1».
На сегодня в системе обработано более 2,7 млн деклараций, из которых более 2,2 млн деклараций (более 80%) выпущено за 1 минуту без какого-либо контакта с инспектором, в автоматическом режиме.
Вместе с тем, участникам внешнеэкономической деятельности приходится сталкиваться с рядом трудностей еще до процессов таможенного оформления, таких как получение различных сертификатов, разрешений, предварительных решений по классификации товара.
В целях решения данной проблемы был запущен портал «Единого окна» по экспортно-импортным операциям.
Следующим этапом является физическая маркировка товаров. ИС «Маркировка» внедрена для защиты от контрафактной продукции потребителя и добросовестной конкуренции.
Документальная прослеживаемость товаров осуществляется в системе «Электронные счета-фактуры», где все плательщики НДС с 1 января 2019 года выписывают счета-фактуры в электронном виде. Это позволяет достигнуть прозрачности товарных потоков, оптимизировать процедуры контроля и возврата НДС.
«Кроме того, в ИС ЭСФ для удобства налогоплательщиков реализованы акты выполненных работ, электронные договоры, а также модуль «Виртуальный склад», где производится отслеживание движения товара по виртуальным меткам. Особенностью модуля является невозможность дальнейшей реализации товаров в системе без их оприходования на склад», — поделился новшеством Е. Жамаубаев.
Завершающим звеном в системе прослеживаемости товаров является применение онлайн ККМ, которые фиксируют сведения торговой выручки и передают их на сервер органов государственных доходов в онлайн-режиме.
Сведения со всех перечисленных информационных систем анализируются в системе управления рисками.
Как отметил Е. Жамаубаев, совокупный ожидаемый эффект к 2025 году составит более 2,5 трлн тенге дополнительных поступлений в бюджет.
Работа по цифровизации налогово-таможенного администрирования будет продолжена.