Ru  Kz
Все новости

Казахстан вводит обязательную маркировку ряда товаров

В ходе заседания Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос о маркировке и прослеживаемости товаров. Казахстан в рамках интеграционных процессов ЕАЭС ввел обязательную маркировку ряда изделий и продукции. Каковы основные направления работы по внедрению системы маркировки и прослеживаемости товаров в стране, рассказали министр торговли и интеграции Бахыт Султанов и председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на сайт Премьер-Министра РК.


Одним из главных направлений Евразийской интеграции является проведение скоординированной политики в сфере обеспечения свободного и законного оборота товаров, сбалансированной торговли и добросовестной конкуренции, отметил в своем выступлении Б. Султанов.


В 2019 году Республикой Казахстан ратифицировано Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации на территории Евразийского экономического союза.


В рамках исполнения норм Соглашения Казахстан присоединился к ключевым решениям Евразийской экономической комиссии по маркировке меховых изделий, обуви, духов, шин и покрышек. Путем проведения открытого трехэтапного конкурса определен Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров.


По словам министра, на сегодняшний день, по итогам реализации двухгодичных пилотных проектов в нашей стране введена обязательная маркировка изделий из натурального меха с 1 марта 2019 года и табачных изделий с 1 октября текущего года.


Обязательная маркировка меховых изделий позволила выявить нарушителей налогового законодательства, налогоплательщиков, занижавших доходы с целью применения предельного порогового значения по специальному налоговому режиму для льготного налогообложения. В результате, количество субъектов, осуществляющих деятельность на основе патента, сократилось в 13 раз.


Как отметил Б. Султанов, по сравнению с предыдущим годом, в 2018 году количество импортеров, оформивших декларацию на товары, увеличилось на 30%, рост поступлений таможенных пошлин и налогов по импорту вырос на 40%. Рост поступлений внутренних налогов по данной деятельности увеличился в 1,5 раза.


«Если смотреть на опыт других стран, Российская Федерация по ряду товарных категорий маркировка показала эффект «обеления» рынка», - отметил Б. Султанов.


Если ранее объем российского обувного рынка оценивался в 330 млн пар обуви, то после введения маркировки выяснилось, что этот прогноз значительно занижен.


В результате, сейчас в системе российского оператора уже выпущено более 2 млрд кодов для маркировки обуви и рост продолжается.

Маркировка табака за прошедшее время позволила выявить на рынке на 30% больше табачных производителей, оборот недоброкачественных лекарств снизился в 2,5 раза.


«Согласно международной практике, маркировка товаров является одним из действенных инструментов, направленных на снижение теневого оборота товаров», - отметил министр.


По его мнению, опыт других стран демонстрирует позитивные эффекты от внедрения маркировки. Например, в Бразилии и Турции собираемость налогов в сегменте алкогольных и безалкогольных напитков выросла на 20% и 142% соответственно.


В странах Евросоюза система цифровой прослеживаемости снизила оборот контрабандной продукции на 30% за 5 лет.


В Соединенных Штатах Америки маркировка лекарственных средств позволила ускорить процесс отзыва с 3 дней до 10 секунд.


«В товарных группах 6 отраслей, по которым в Республике Казахстан предусмотрено внедрение маркировки, объем теневого рынка, согласно экспертизам, достигает до 63%», - констатировал Б. Султанов.


Предполагается, что с введением маркировки данных товарных групп объем легального товарооборота составит 337 млрд тенге, а доходы бюджета 58 млрд тенге.


По мнению министра, введение маркировки и прослеживаемости вышеназванных товаров без сомнения окажет положительный эффект на экономику нашей страны.


К примеру, будет стимулировать развитие добросовестной конкуренции и увеличит долю легального рынка и объема производств до 30-50%.


Снизит себестоимость и цены на 5-10% от текущей стоимости товаров. Кроме того, благодаря новым рабочим местам, ожидается обеспечение занятости 2-3 тысяч человек.


Повысится эффективность комплексной системы противодействия незаконному обороту товаров.


По данным Министерства финансов c 2016 года на сегодняшний день выявлено контрафактных товаров путем контроля и надзора на сумму более 30 млрд тенге.


«Поэтому можно сказать, что вместо дорогостоящих проверочных мероприятий будет внедрена эффективная система очистки рынка. Ожидается, что внедрение комплексной системы маркировки и прослеживаемости товаров даст кумулятивный эффект на бюджет в течение 5 лет в размере 2,6 триллиона тенге», — отметил Б. Султанов.


По мнению министра, маркировка и прослеживаемость товаров обеспечивает недопущение оборота товаров, оказывающих негативное влияние на здоровье населения, выравнивание условий для бизнеса, гарантирует качество товаров и экономическую безопасность, а также увеличивает поступления налогов в бюджет.


Система обеспечит построение государственной программы, предусматривающей конкретные цели для развития бизнеса. Государство получит дополнительные доходы и обеспечит их возвратность в виде поддержки в рамках программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.


Перед Министерством стоят задачи по анализу товарных групп для дополнения перечня товаров подлежащих маркировке и работы по интеграции информационных систем государственных органов, а также стран-участниц Евразийского экономического союза.


Б. Султанов предложил определить меры государственной поддержки по приобретению маркировочного и идентификационного оборудования, а также локализацию их производства и упаковочных материалов через программу «Экономика простых вещей». А контроль за оборотом и прослеживаемостью маркированных товаров министр предложил возложить на фискальные органы.


Председатель правления АО «Казахтелеком» К. Есекеев в свою очередь отметил, что если с 1 октября 2020 года введена обязательная маркировка табачных изделий (сигарет), то остальные виды табачных изделий (сигары, сигариллы, стики и др.) будут маркироваться с 1 апреля 2021 года.


По словам К. Есекеева, с момента введения обязательной маркировки сигарет (с 01.10.2020) в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано 1000 участников оборота, а также выпущено 283 млн кодов, в том числе нанесено 146 млн кодов. На сегодняшний день маркируется 99,9% подакцизных табачных изделий.


Кроме того, на сегодняшний день Единым оператором для обеспечения продажи маркированного товара проводится активная работа по предоставлению предложений по оснащению розничных точек 2D-сканерами.


С 1 января 2020 года продано более 34.000 шт. 2-д сканеров или 42% торговых точек из 80 000 готовы к обороту маркированных сигарет.

Выбытие кодов марок будет производиться через Оператора фискальных данных ККМ.


Реализация остатков немаркированных табачных изделий предусмотрена в течение года до 1 октября 2021 года.


Также на сегодняшний день Единым оператором совместно с уполномоченными государственными органами проводятся пилотные проекты по четырем товарным группам:


- алкогольная продукция – пилотный проект стартовал 1 июня 2019 года. В рамках пилотного проекта апробирована вся цепочка, от нанесения кода до вывода товара из оборота. Планируемая дата ввода обязательной маркировки по алкогольной продукции 1 апреля 2021 года.


- обувные товары – пилотный проект начат 30 июля 2019 года. В рамках пилотного проекта апробирован процесс нанесения кода. Планируемая дата ввода обязательной маркировки 1 июля 2021 года.


- лекарственные средства – пилотный проект стартовал 9 сентября 2019 года. До конца 2020 года будет проведено тестирование в ТОО «СК Фармация» с использованием технологии этикетирования. Планируемая дата ввода обязательной маркировки лекарственных средств 1 января 2022 года.


- молочная продукция – 1 октября 2020 года стартовал пилотный проект. В настоящее время готовится маркировка экспорта в Российской Федерации. Планируемая дата ввода обязательной маркировки 1 января 2022 года.


В Законе Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» и в ППРК 672 от 10 сентября Правительством определены требования и обязанности оператора.


АО «Казахтелеком» в этой связи акцентирует свое внимание на ключевых аспектах Операторства:

1) Генерация кодов маркировки товаров для бизнеса.

2) Предоставление прослеживаемости для государства.

3) Взаимодействие с интегрированной системой ЕЭК и операторами стран ЕАЭС

4) Предоставление цифрового паспорта товара для участников рынка (Национальный каталог).

5) Разработка бесплатного мобильного приложения Naqty Sauda, для возможности осуществления приемки и вывода из оборота маркированного товара, для участников, не имеющих возможность приобрести 2D-сканер.

6) Разработка бесплатного мобильного приложения Naqty Onim, как инструмент общественного контроля.

7) Создание круглосуточного контакт-центра для обслуживания пользователей ИС МПТ.


«Внедрение системы маркировки товаров приносит выгоды и экономике государства, и бизнесу, и обществу. Среди основных ее плюсов можно выделить снижение теневого рынка на 50% до 2025 года, что приведет к дополнительным поступлениям в бюджет до 2025 года в сумме 58,4 млрд тенге, это по нашим подсчетам», - отметил К. Есекеев.


Цифровая маркировка позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку.


Так, прирост выручки легального бизнеса до 2025 года, по мнению К.Есекеева, составит 336,5 млрд тенге.


Кроме того, внедрение системы маркировки предполагает и получение эффекта для экономики в целом, в виде создания экосистемы для IT- рынка, развития сервиса для производителей упаковок, а также расширения рынка для производителей оборудования.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Монополисты возвращают казахстанцам более 768 млн тг за отопление
Опять двойка: за год Казахстан не смог выйти из списка стран с очень низким уровнем владения английским языком
Завозим всё, от трусов до пальто: производство одежды в Казахстане существует лишь номинально
«Двигатель» инфляции - сфера услуг: в каких категориях цены выросли заметнее всего
Казахстанцы активно переводят свои пенсионные накопления управляющим инвестиционным портфелем