В рамках 76 шага «Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева» «Повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР» в Казахстане вводится схема 12-летнего образования по принципу «0 + 11» классов, передает корреспондент kazlenta.kz.
Нулевой класс необходим для того, чтобы в первый класс дети пришли подготовленными. Кроме того, в среднем образовании проводится работа по переходу на обновленное содержание. Его суть - развитие функциональной грамотности.
«Функциональная грамотность нужна для того, чтобы знания, которые ребенок получает в школе, он умел применить в жизни. У нас на сегодня внедрение обновленного содержания образования завершено в 11 классах в прошлом году. Это переход на новую модель образования, куда входит функциональная грамотность. Внедрение 12-летнего образования начнется в 2023 – 2024 учебном году не только в Западно-Казахстанской области, но по всей республике», - сказала заместитель руководителя управления образования Западно-Казахстанской области Светлана Темиргалиева.
Как проинформировала спикер, стандарты образования разрабатывает МОН РК. Стандарт обновленного содержания в Казахстане внедрен с 1 по 11 классы. Если остановиться конкретно на 2021-2022 учебном годе, то в первых классах, например, появился такой предмет, как «информационная грамотность», он начнет преподаваться с первого января 2022 года. В 10-11 классах, согласно стандарта образования, внедрены типовые учебные планы. Всего их 415. Каждая школа сама выбирает ТУП.
«Комиссионно школа на педсовете вместе с педагогом рассматривает типовые планы и выбирает, какое приложение из данного типового учебного плана они могут внедрить в учебный процесс, какое приложение им интересно. Внедрено изучение глобальной компетенции, в 10-11 классах сейчас изучают основы предпринимательства и бизнеса. Десяти- и одиннадцатиклассники уже осознанно выбирают предметы для изучения. Это зависит от той специальности, которую выбирает ребенок. Например, он хочет выбрать медицинскую специальность. Поэтому он, кроме того стандарта, который обязательный, из предмета по выбору возьмет для изучения химию и биологию. Потому что после завершения 11 класса он планирует учиться в медицинском вузе. Есть дети, которые выбирают математику и физику, математику и географию. У школьников появилось право выбора, которое сейчас учитывается и поддерживается. То есть современный стандарт образования дает право выбора, и ребенок углубленно изучает те предметы, которые ему пригодятся при выборе будущей специальности», - добавила Светлана Темиргалиева.
Она отметила, что поддерживает нынешний стандарт образования, который позволяет детям быть более свободными в выборе предметов для изучения. Если раньше стандарты типовых учебных планов включали в себя множество предметов, которые ребенок должен был пройти в обязательном порядке, то сейчас после завершения 9 класса ему дается право выбора изучения тех предметов, которые ему нужны.
«Сейчас учащиеся до завершения 9 класса проходят все предметы, а в 10-11 классах он выбирает те предметы, которые ему нужны в будущей профессии. Обновленное содержание дает очень многое. До его внедрения учащиеся были очень загружены. Сейчас, начиная с 7 класса, идет профилизация. Ребенок проходит различные тесты. Так определяются его склонности к той или иной профессии. По отзывам педагогов, учащимся такая постановка вопроса выбора будущей профессии нравится», - резюмировала она.