Внучка помогла бабушке отказаться от неподъемного кредита.
В марте этого года 71-летняя алматинская пенсионерка едва не взяла кредит на 530 тысяч тенге за сковородку и подушку, пишет газета "Время".
Надежде Родионовне позвонили и назвали все ее данные - имя, фамилию и адрес проживания - и сообщили, что она стала обладателем приглашения на кулинарное шоу и презентацию посуды и постельного белья. Все это было бесплатно.
В начале апреля она получила конверт от одной компании, в котором находился красочный пригласительный билет. К билету прилагался отрывной ценник-купон на 10 000 тенге с крупной красочной надписью “ОПЛАЧЕНО”. К пригласительному также прилагался купон на получение специального средства (в виде небольших шариков) для стирки белья, которого хватало на 1000 стирок.
Как рассказала внучка, ее бабушка отправилась в одну из гостиниц. Там было около 10 человек, все пенсионного возраста. Всем раздали шарики для стирки, показывали посуду и постельное белье.
Менеджер пригласила Надежду Родионовну за стол и сообщила ей, что она стала обладательницей огромных скидок на товары их фирмы, которые ей тут же предложили приобрести. У пенсионерки с собой денег не оказалось, так как она хранит все сбережения на депозите. Как вспоминает пенсионерка, через несколько минут они уже ехали в такси, снимать деньги со счета. Деньги снять не получилось, тогда менеджер предложила оформить кредит. Общая сумма покупки составила 530 тысяч тенге за сковородку, подушку и кухонную утварь.
Надежда Родионовна только дома поняла, что дело нечисто. Она рассказала все дочке и внучкам, которые обратились в банк и узнали, как закрыть кредит. Там сообщили, что необходим письменный отказ от товара, только тогда кредит будет закрыт. На следующий день Ольга и ее бабушка вновь поехали к организаторам, чтобы взять справку. Вернув товары, ей дали справку, и им удалось закрыть кредит.
Внучка пенсионерки поинтересовалась, откуда в фирме имеются персональные данные посторонних людей. Она обратилась в ДВД Алматы с заявлением, его зарегистрировали и пообещали сообщить о результатах расследования. Ольга также выяснила, что компания принадлежит холдингу. Позже в соцсетях она нашла пост о подобной схеме, но уже в Кызылорде.
Ситуацию прокомментировала врач-психотерапевт Жолдасова Жибек.
"Физиологически у здорового человека когнитивные, то есть мыслительные функции с возрастом должны улучшаться, люди должны становиться мудрее и опытнее. Но в то же время по сравнению с молодыми людьми у пожилых снижаются показатели внимания и реакции. Такие маркетинговые мероприятия часто проходят с большим количеством людей, одиноких женщин, где срабатывает “эффект массовости”, то есть запускается своего рода цепная реакция - один согласился купить, за ним второй, а там и третий. Тем более что ведущие на подобных встречах настроены на то, чтобы получать в ходе презентации товаров постоянное подтверждение от своих слушателей, задавая им простые, примитивные вопросы. А отвечая “да” на все вопросы, слушатели потом волей-неволей автоматически дают согласие на все, уже не задумываясь.
Менеджеры на таких презентациях используют поверхностные психотехнологии типа НЛП (нейролингвистическое программирование), то есть стараются эмоционально вовлечь человека. При таком подходе слушатель может запросто отдать последние деньги, чтобы купить товар, который ему и не очень-то нужен. Подобное было уже с косметикой, с турпутевками. Сферы меняются, но схема развода остается одна и та же. Близким, видимо, следует предостеречь своих родных, объяснить им, что все товары лучше приобретать в обычных магазинах", - сказала она.