Недавно Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин заявил, что операторы самостоятельно ведут тарифную политику. И это закреплено нормами закона. Такое заявление министра вызвало недопонимание общественности, передает kazlenta.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
Председатель Комитета телкоммуникаций МЦРИАП РК Мейрамов Ержан Болатович ответил на часто задаваемые вопросы населения.
- Как регулируются цены и тарифы операторов сотовой связи по действующему законодательству?
В соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан в целях развития конкуренции с 1 января 2017 года отменено государственное регулирование тарифов на услуги связи. Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 116 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, а также статьей 20 Закона Республики Казахстан «О связи», цены и тарифы на товары, работы, услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно.
- То есть министерство никак не причастно к регулированию тарифов на связь? Сейчас в социальных сетях активно обсуждают норму Приказа министра цифровизации об отмене согласия абонента при изменении тарифного плана. Расскажите подробней, в связи с чем в 2023 году министерство решило поменять норму о согласии абонента?
Давайте начнем с того, что инициативу о согласии абонента при увеличении тарифа впервые выдвинул министр в 2021 году и своим Приказом в 2021 году внес изменения и дополнения в уже действующий Приказ о том, что операторы сотовой связи изменяют условия тарифных планов только с согласия абонента, путем массовых рассылок коротких текстовых сообщений не позднее, чем за тридцать календарных дней до введения их в действие. Однако, мы поняли, что на практике получение согласия абонентов при изменений условий тарифных планов носили формальный характер. То есть фактически, гражданин покупая сим-карту уже подписывал публичную офферту. Также были случаи, когда при направлении абонентом заявления о несогласии с вносимыми оператором изменениями, оператор сотовой связи направляет отписку о том, что при несогласии абонент вправе перейти на другой тарифный план либо перейти на сеть другого оператора. То есть эта норма позволила операторам найти лазейку и повышать цены на тарифы другим образом. В связи с этим, указанные действия операторов сотовой связи порождали поток жалоб абонентов на изменение стоимости тарифных планов по причине смены объема, включенных в тарифный план услуг (увеличение Гб, минут, и т.д.) без его согласия вызывая массовое социальное недовольство и возмущение различных слоев общества. Приведу в пример статистику, в период с конца 2021 года по июнь 2023 года МЦРИАП рассмотрено более 500 жалоб.
- И вы решили убрать эту норму? Почему?
Да, дело в том, что мы хотели, чтобы нормы Приказа работали. Поэтому совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан 31 марта 2023 года были внесены следующие изменения и дополнения, направленные на защиту прав потребителей: согласно подпункту 11) пункта 57 приказа при оказании услуг сотовой связи оператор сотовой связи изменяет тариф путем массовых рассылок коротких текстовых сообщений не позднее, чем за тридцать календарных дней до введения их в действие с уведомлением операторов; в соответствии с подпунктом 26) пункта 57 приказа оператор упраздняет тарифный план, при его не востребованности, то есть отсутствия абонентов на данном тарифном плане.
Самым важным стало то, что мы указали, что внесение изменений в указанные условия подключенных тарифных планов не допускается, за исключением изменения тарифов на основе обоснованных затрат.
Данные нормы были введены согласно статьи 20 Закона Республики Казахстан «О связи» от 5 июля 2004 года.
- Что дала нам эта норма? На основании данной нормы при поступлении жалоб от абонентов на изменения тарифных планов Агентством по защите и развитию конкуренции проводятся проверки на обоснованность затрат при изменений тарифных планов с привлечением к ответственности операторов сотовой связи.
Мы сравнили статистику. На данный момент жалобы на повышение тарифа уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом, например, в 4 квартале 2022 года поступили 136 жалобы, а в 4 квартале 2023 года – 102 жалоба.
- Как к этой норме отнеслись сами операторы?
Конечно норма «об обоснованнасти затрат» их мягко говоря не обрадовала. Так предусмотренные законодательством процессы реализации мер реагирования антимонопольного органа зачастую затягиваются по причине разбирательств в судах. Сегодня сотовые операторы оспаривают в судах принятые нормы Правил оказания услуг связи. Операторы сотовой связи подали иск об оспаривании нормативного правового акта, вводящего норму обоснованности затрат для увеличения тарифа операторы сотовой связи. Аргументы иска включали в себя: ограничение прав на самостоятельное управление услугами связи, запрет на изменение условий тарифных планов, кроме изменений на основе обоснованных затрат, запрет на упразднение тарифных планов, запрет на одновременное изменение условий тарифных планов и повышение цены на доступ в Интернет без согласия абонентов.
В суде представители министерства доказали правомерность изменений нормы в части «обоснованности затрат» операторов. Первоначальный иск от операторов был отклонен районным судом города Астаны, и окончательное решение было принято в пользу министерства в аппеляционном суде. Норма об обоснованности затрат создала трудности для операторов в доказательстве законности повышения цен, изменяя предыдущую практику использования согласия абонентов и публичных офферт.
- Ержан Болатович, давайте раз и навсегда закроем этот вопрос. К кому все-таки необходимо обращаться обычным гражданам в случае если их не устраивает повышение цен на тарифы сотовой связи?
Министерство регулирует только качество оказываемых услуг, а по повышению цен гражданам стоит обращаться в АЗРК. После обращения Агентство проводит проверку на законность повышения цен на тарифы и при необходимости налагает штрафы. Еще раз повторюсь, после принятия нормы об обоснованноси затрат многие операторы не могут реализовывать необоснованное повышение цен. Как раз сейчас идет расследование АЗРК в отношении оператора сотовой связи по нормам, в которые мы внесли поправки касательно «обоснованности затрат». Думаю в ближайшие дни мы уже увидим результат данного расследования. Зачастую операторы не могут обосновать повышение цен.
И так, получается цены на тарифы сотовых операторов повышает не МЦРИАП, а сами операторы и по закону сейчас тарифы регулирует рынок. А АЗРК по поступившим жалобам и незаконному повышению цен налагает соответствующие штрафы.