27 февраля 2024 года в столичном жилом массиве Мичурино на базе Школы-центра дополнительного образования № 43 состоялось открытие ресурсного центра инклюзивного образования. Он призван создать условия для включения в общеобразовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями, передает kazlenta.kz.
Кабинет поддержки инклюзии, который открыли вчера в этом учебном заведении – уже 29-ый по счету в Астане. Он является вспомогательным средством для социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Отметим, что таких детей с каждым годом становится все больше.«Если в 2023 году в Астане было 13,5 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, то в этом году их уже 19,5 тысяч, в возрасте от 0 до 18 лет. Я думаю, что это, во-первых, связано с миграцией населения в столицу, во-вторых, улучшилась выявляемость таких детей, в-третьих, родители стали грамотнее, они стали чаще обращаться в психолого-медико-психологические консультации, где они вместе с педагогами определяют программу коррекции и образования своих детей. Взрослые стали понимать, что своевременное обращение к врачам и педагогам влечет за собой своевременную коррекцию психо-физических нарушений их детей», - сказала Гульшат Исинова, главный специалист управления образования Астаны.
По ее словам, в Астане существует три специальные школы для детей с нарушением интеллекта. Кроме того, в столице функционируют три инклюзивные школы, что обеспечивает интеграцию особенных детей в общеобразовательные массовые школы.
«Здесь, в школе-центре дополнительного образования № 43 в условиях инклюзии обучается 16 детей. Они интегрированы в общие классы. Таких детей, которые обучаются в условиях обычных школ, в Астане около 2 тысяч. Это частичная интеграция в инклюзию. Кроме этого, в столице есть специальные классы для детей с нарушением речи, зрения, слуха. Но они также учатся в обычных школах вместе с условно здоровыми детьми. Почему в специальных классах, потому что им требуется специальные условия в обучении, например, дети с нарушением зрения нуждаются в специальных учебниках со шрифтом Брайля, кроме того, им требуется и другое специальное оборудование. Плюс с ними работают тифло-педагоги. Детям с нарушением слуха нужно звукоусиливающее оборудование – они занимают целый блок в школе №65», - добавила Гульшат Исинова.
Она отметила, что в одном классе могут учиться до трех детей с особенностями в развитии – так они интегрируются в обычную школьную социальную среду. Но таким детям прописывается индивидуальная, адаптированная программа. Например, если он не усваивает знания по математике, то под такого ребенка адаптируют учебную программу по математике.
«Дети с особыми образовательными потребностями учатся в этой же школе. Это очень хорошо – это социализация. Здесь также есть зона релакс. Потому что дети с особенностями быстро устают. Во всех районах города ежегодно будут открываться такие кабинеты поддержки инклюзии - по специальной Дорожной карте», - сказала Гульшат Исинова.
Кабинет поддержки инклюзии – это часть школьного пространства. Он создан для поддержки педагогов в их работе по продвижению инклюзивного образования, а также для поддержки детей с особыми образовательными потребностями и создание для них безбарьерного пространства в школе.
«В Астане это уже шестой Кабинет поддержки инклюзии, открываемый в школе, а по Казахстану – 67-ой Кабинет поддержки инклюзии», - отметила Сауле Бексултанова, руководитель проектов фонда «Дара».
По словам директора школы Нуртаса Жагабаева, Кабинет поддержки инклюзии обеспечен специалистами - здесь работают два психолога, два педагога-ассистента, логопед и дефектолог – всего шесть специалистов.
Отметим, что Кабинет поддержки инклюзии был открыт благотворительным фондом «Дара» при поддержке компании «Шеврон».