Ru  Kz
Все новости

Как Астане выдержать поток внутренней миграции

Как Астане выдержать поток внутренней миграции
Фото: pixabay.com

В Казахстане активно обсуждается Комплексный план развития Астанинской агломерации на 2024–2028 годы. Изначально этот документ создавали как перечень мероприятий, необходимых для сдерживания негативных последствий внутренней миграции в Астану. О том, что в главном городе страны нарастают всё те же проблемы неконтролируемой урбанизации, что и в Алматы, заговорили после пандемии. Министр труда и соцзащиты населения РК (МТСЗН) Тамара Дуйсенова даже заявила в СМИ о возможном введении ограничений на переезд в Астану, передает kazlenta.kz со ссылкой на energyprom.kz.

Статистики сообщают, что численность граждан Астаны с 2018-го по 2023 годы выросла на 32,6%, с 1,1 млн до 1,4 млн человек. За прошлый год столица пополнилась 75,6 тыс. человек. Рост составил 5,6%. Такие темпы можно сравнить только с Южной столицей.

Акмолинская область, которая частично входит в Астанинскую агломерацию, по численности граждан при этом практически не меняется. Допустим, за январь–декабрь прошлого года в регионе были зарегистрированы 788 тыс. граждан. Разница с 2022 годом — всего в 10 человек. С трудом верится, что за год в ближайшей к столице области прибавилось всего 10 казахстанцев. Депутаты мажилиса парламента от партии Respublica отмечают, что в данной ситуации есть несоответствие юридической регистрации и фактического проживания граждан. В своём запросе по развитию агломерации мажилисмены так пишут о проблеме: «Граждане, прописанные в Астане, проживают на территории агломерации (в Акмолинской области). Налоговые поступления, подушевое финансирование оседают в столице, а фактически человек получает все социальные услуги по месту жительства. Отсюда проблемы недостаточной мощности организаций медицинской помощи, пожарной и правоохранительной безопасности. Центры обслуживания населения не справляются с потоком граждан».

По итогам прошлого года Астана обогнала Алматы по миграционному сальдо и численности переехавших. За январь–декабрь прошлого года в столицу на постоянное место жительства перебрались 102,9 тыс. человек, из столицы уехали 52,8 тыс. человек. Каждый пятый новый астанчанин раньше жил в Акмолинской области. Наибольший прирост Астане дали южане. В прошлом году 35% мигрировавших (36 тыс.) были из Шымкента, Алматы, Туркестанской, Жамбылской, Кызылординской областей.

Акмолинская область не фиксирует каких-либо выдающихся показателей по приёму переезжающих. Её миграционное сальдо отрицательно, как и во всех остальных регионах страны. Единственным заметным фактом того, что ближайшая к столице территория постепенно становится агломерацией, является численность переезжающих из столицы в область. В прошлом году свою столичную прописку на акмолинскую поменяли 12,7 тыс. астанчан. Частично это связано с особенностью разрастающегося города — строительством множества загородных коттеджных посёлков. Новые населённые пункты располагаются всего в нескольких километрах от мегаполиса, но территориально относятся к области.

Эксперты уже называют Астану самым востребованным местом для переезда в стране. Казахстанцев из регионов привлекает в мегаполисе то, чего они не могли получить на малой родине — более высокооплачиваемая работа, медицинское обслуживание, более высокий уровень образования, культурно-досуговая жизнь и т. д.

По прогнозам экспертов АО «Центр развития трудовых ресурсов РК» (ведомство МТСЗН), уже через пять с половиной лет численность жителей столицы вырастет ещё на 36% и достигнет 1,9 млн человек. Рост внутренней миграции в таком темпе приведёт к тому, что в 2050 году астанчанами себя будут называть уже 3,5 млн человек.

Аналитики центра также разработали сценарий демографического развития города без фактора прогрессирующей внутренней миграции в Астану. Этот вариант развития событий в сослагательном наклонении интересен тем, что уже сейчас может показать долю мигрантов и их потомков, которые через 25 лет будут населять столицу. Так вот, если исключить фактор миграции, то в 2050 году в Астане проживали бы всего 1,9 млн человек (плюс 29,8% к 2023 году), против уже озвученных 3,5 млн. Таким образом, доля миграционной прослойки в 2050 году будет составлять 47,5%.

Сумеют ли чиновники сейчас заложить основы такой градостроительной политики, которая позволила бы астанчанам в 2050 году жить без серьёзных коммунальных проблем — не набирать бутылки воды для туалетов, не стоять подолгу в пробках, не искать обходные пути дабы устроить ребёнка в садик или школу? По новому Комплексному плану развития Астанинской агломерации на 2024–2028 годы это понять сложно. Исходя из логики этого документа, план должен был включить в себя решение всех тех проблем столицы, которые уже сейчас влияют на качество жизни в Астане и могут усугубить ситуацию в будущем. Однако тот вариант плана, который был представлен на обсуждение общественности на сайте «Открытые НПА», попросту игнорирует весомую часть проблем.

Начнём с главного: план не содержит мер для наведения градостроительного порядка. Притом, что непродуманная застройка приводит ко многим социальным и инфраструктурным проблемам, оказалось, что Астане не требуется разработка генерального плана. И корректировки планов детального развития, синхронизация планов развития Астаны и Акмолинской области тоже не нужны.

В документе так и написано: «не требуется». И вот, оказывается, почему: «Анализ показал, что для разработки единой стратегии развития прилегающих к Астане сёл необходимо обновить и актуализировать градостроительные проекты территорий. По результатам конкурса по госзакупкам ТОО „НИ проектный институт «Астанагенплан»“ начал корректировку межрегиональной схемы развития Астанинской агломерации в новых границах. В ходе согласования Комплексного плана в феврале 2024 года данное мероприятие было исключено по требованию Министерства промышленности и строительства РК». Эту информацию аким Астаны сообщил в ответ на запрос депутатов Мажилиса.

Любопытно, как видят чиновники решение проблем нехватки мощностей школ, детских садов и больниц. В опубликованном варианте плана в разделе «Образование» значатся всего три мероприятия — строительство школы, детсада в городе Косшы и возведение Горнотехнологического колледжа. В здравоохранении тоже пока только три пункта — создание многопрофильной областной больницы в Косшы, центра ПМСП в селе Жибек жолы и детского реабилитационного центра.

Стоит отметить, что план содержит довольно серьёзный пул проектов по инфраструктурным задачам — строительству и ремонту дорог, систем освещения, водоснабжения и канализации. На момент передачи Комплексного плана в Министерство национальной экономики РК (МНЭ) он содержал 523 мероприятия на общую сумму 1,5 трлн тг. Это данные акима Астаны Жениса Касымбека на 2 февраля. Через неделю, после рассмотрения проекта документа в МНЭ, план «похудел» до 1,2 трлн тг, список мероприятий сократился до 346. На заседании правительства 27 февраля было представлено: финансирование плана составляет 1,1 трлн тг, а число мероприятий — 329. Оказывается, часть предложенных инициатив были просто вычеркнуты, так как им было отказано в финансировании.

В ходе согласования с центральными государственными органами ряд мероприятий, касающихся объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры сёл агломерации, исключены ввиду отказа в финансировании из республиканского бюджета. К примеру, из 17 мероприятий по здравоохранению на 34,2 млрд тг исключены 16 мероприятий на 19,2 млрд тг (строительство ФАП, медпунктов, первичная медико-санитарная помощь в сёлах агломерации), — сообщил Женис Касымбек.

Согласно данным МНЭ, общее финансирование плана составит 1,1 трлн тг. Около половины средств (48,7%) должен вложить бизнес в виде инвестиций в строительство новых домов, логистических и торговых центров, производств. 451,9 млрд тг обещает дать на развитие агломерации республиканская казна, ещё 128,2 млрд тг — местные бюджеты.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Как в странах Африки: на продовольствие уходит 56% потребительских расходов казахстанцев
В Казахстане сигареты подорожали на 18%
Курсы иностранных языков подорожали на 10% в Казахстане
В Казахстане самое дорогое такси среди стран СНГ
Падёж скота увеличился в Казахстане: по ряду животных показатели выросли в разы