Ru  Kz
Все новости

Не нажмут ли на “красную кнопку“? Чем может обернуться конфликт Индии и Пакистана

Не нажмут ли на “красную кнопку“? Чем может обернуться конфликт Индии и Пакистана
Фото: depositphotos.com

В последние дни отношения между Индией и Пакистаном достигли максимального напряжения. Мировые СМИ начали писать о возможном начале полномасштабной войны между этими странами. Что ждет этот регион в ближайшем будущем? Об этом корреспондент Tengrinews.kz поговорил с экспертами.

Что произошло

В среду Индия обстреляла ракетами Пакистан и пакистанский Кашмир, заявив о начале операции "Синдур", что в переводе обозначает киноварь - красный порошок, который индийские женщины наносят на лоб или пробор в знак замужества. Пакистан в ответ сбил пять индийских самолетов - так говорится в официальном сообщении Исламабада - и пообещал принять ответные меры.

В Дели заверяют, что они нанесли удары по девяти объектам "террористической инфраструктуры", некоторые из которых связаны с недавним нападением боевиков. В результате атаки в прошлом месяце в индийском Кашмире погибли 25 туристов-индуистов и один местный житель.

Тем временем военный представитель Пакистана Ахмед Шариф Чаудхри заявил, что после индийского удара погиб по меньшей мере 31 гражданский житель и 46 получили ранения. По его словам, ни одно из шести атакованных Индией мест в Пакистане не является лагерем боевиков.

Нынешнее столкновение между соседними странами, обладающими ядерным оружием, считается самым крупным за последние два десятилетия.

Причины конфликта

Политолог Таир Нигманов называет несколько причин конфликта.

"В Кашмире не до конца урегулированы претензии стран друг к другу. Вторая причина: Индия обвиняет Пакистан в том, что на его территории готовят боевиков, которые затем совершают теракты, в том числе - и в самой Индии. Были серьезные прецеденты, когда Пакистан действительно выступал местом тренировочных баз для тех разных террористических организаций", - сообщил политолог.

Он напомнил, что такой террорист, как Усама бен Ладен, был ликвидирован в Пакистане. Поэтому в Индии воспринимают своего соседа как угрозу национальной безопасности.

"Также есть проблема воды: это перенаселенный регион, где водные ресурсы играют решающую роль, а их контролирует Индия. Это уже угроза для Пакистана. Кроме того, конфликт между мусульманами и индуистами возник еще до образования этих государств", - напомнил эксперт.

Аналогичное мнение о природе конфликта высказал политолог Нуриддин Султанмуратов.

"Конфликт за Кашмир имеет давнюю историю. Он берет начало еще с момента раздела Британской Индии в 1947 году и образования независимых государств - Индии и Пакистана. Тогда одним из основных принципов формирования двух новых стран стала религиозная идентичность. Однако, как часто бывает в таких случаях, появились спорные территории. В данном контексте статус населенного в своем большинстве мусульманами княжества Джамму и Кашмир оставался в подвешенном состоянии", - объяснил он.

Он подчеркнул, что Исламабад рассматривал данный регион как составную часть своего государства. И на этой почве между двумя соседями в 1947-1948 годах моментально произошла первая война, в результате которой Джамму и Кашмир был разделен на пакистанскую и индийскую части. В 1965 и 1971 годах имели место еще два крупных вооруженных столкновения. Вследствие последнего от Пакистана отделилась его восточная часть и сформировался современный Бангладеш.

"Также можно вспомнить Каргильский конфликт 1999 года. Но после тех событий, если не считать ограниченные по времени и масштабам вооруженные столкновения, между двумя странами не происходило крупных войн", - добавил Султанмуратов.

Ядерная война, беженцы и другие риски

Как отметил Нигманов, между Индией и Пакистаном всегда были непростые отношения, поэтому эскалации конфликта удивляться не стоит.

"Разумеется, это тревожный сигнал, но такие прецеденты уже были: сбивали самолеты, обменивались ракетными ударами. К сожалению, это более или менее постоянный фон их взаимоотношений. Хочется верить, что в очередной раз это не приведет к ядерной войне. Но каждая такая эскалация – серьезное испытание на прочность, в первую очередь - на нервы. Хочется надеяться, что никто не пойдет до конца и не нажмет на "красную кнопку", - сказал политолог.

По его словам, обычно события развиваются по следующему сценарию: страны обмениваются ракетными ударами, могут сбить несколько самолетов, но потом все относительно стабилизируется - по крайней мере, до следующего прецедента.

"Агрессия этих стран направлена только друг против друга. Поэтому мировое сообщество довольно сдержанно реагирует на это, без подробных и настойчивых призывов к миру. Потому что, с одной стороны, это "постоянный фон", с другой – никому не хочется начала ядерной войны", - отметил эксперт.

Таир Нигманов также напомнил, что мировое сообщество сдержанно отреагировало на появление у этих двух стран ядерного оружия: хотя, согласно договору о нераспространении, существует только пять государств, у которых оно может быть. Индия и Пакистан в этот список не входят.

"Конечно, это никому не понравилось, но на то была гораздо более сдержанная реакция, если даже сравнивать с кейсом Северной Кореи. Потому что все понимают: ядерное оружие у них направлено только друг против друга. Это объясняет и нынешнюю сдержанность держав. Во-первых, это два больших государства; во-вторых, ни у кого из мировых лидеров нет сильного перевеса в отношениях с одной из этих стран", - объяснил политолог.

Нигманов выразил уверенность в том, что данный конфликт не станет точкой притяжения мировых держав и не расколет мир на две полярные стороны, поскольку за спиной у Индии и Пакистана нет выстроенных альянсов - в отличие от Украины или стран Ближнего Востока.

"С другой стороны, есть серьезные опасения касательно миграционных потоков – это самый населенный регион мира. В ответ на теракт Индия вышла из договора по водным ресурсам, а это угрожает Пакистану. Все гуманитарные последствия конфликта серьезно могут повлиять как на Казахстан, так и на другие страны именно из-за потока беженцев. Вы помните, насколько серьезным испытанием для Евросоюза стал миграционный кризис 2015-2016 годов, когда к ним хлынул поток мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока. До сих пор беженцы направляются туда, речь идет о миллионах людей", - заявил эксперт.

Такая миграция, по его мнению, серьезно ударит по социально-экономическому состоянию тех государств, куда направятся эти беженцы.

По мнению Нуриддина Султанмуратова, ситуация кардинально изменилась с обретением Пакистаном и Индией ядерного оружия. Именно данный аспект, по его словам, стал сдерживающим фактором в предотвращении военной эскалации: Исламабад и Дели полностью осознают угрозу полномасштабного конфликта.

"Тем не менее всегда присутствуют риски, поэтому последние события вызывают обеспокоенность мирового сообщества. Но, как мне кажется, и на этот раз обе стороны не заинтересованы в серьезном обострении ситуации. Здесь главным образом на первый план выходит вопрос сохранения репутации в глазах электората, что особенно важно с учетом традиционных выборов в обоих государствах. В частности, премьер-министр Моди, который и так сталкивается с падением рейтингов, не мог не среагировать на произошедший теракт в Кашмире", - отметил политолог.

В свою очередь, после ударов Дели по объектам на пакистанской территории власти Исламабада, чтобы "сохранить лицо", были просто обязаны ответить. Эксперт уверен, что такие действия прежде всего адресованы внутренней аудитории.

Фото: depositphotos.com

"Можно предположить, что теперь на этом обстановка должна стабилизироваться - скорее всего, до следующего подобного инцидента. Из этого следует главный вывод в рамках международной политики: территориальные споры между соседями в течение многих десятилетий могут иметь негативные последствия для двусторонних отношений", - констатировал Султанмуратов.

Почему "Красный Дракон" сохраняет спокойствие

Китай является близким соседом Индии: протяженность их границ составляет более 3 тысяч километров. Тем удивительнее сдержанная позиция Поднебесной, когда соседняя страна находится на грани войны с рисками применения ядерного оружия.

У Таира Нигманова свое мнение на этот счет.

"Отношения Пекина и Дели нельзя назвать безоблачными - у них также есть территориальные претензии друг к другу. Между ними тоже иногда вспыхивают искры, но концептуально у Китая нет агрессии к этой стране. У Китая есть общая концепция внешней политики, заключающаяся в том, что они не стремятся нагнетать обстановку в каких-либо регионах мира. Пекин, как правило, занимает оборонительную, миротворческую либо наблюдательную позицию по всем конфликтам", - считает политолог.

Он напомнил, что по данному инциденту было лишь краткое сообщение о том, что КНР сожалеет о случившемся и призывает обе стороны к миру. Он объяснил такую позицию тем, что, если "Красный Дракон" будет активно поддерживать Пакистан, это накалит его отношения с Индией.

"А им это невыгодно. Потому что те же самые беженцы могут серьезно дестабилизировать ситуацию в регионе. Поэтому здесь прослеживается последовательная позиция Китая", - заключил Нигманов.

Таир Нигманов - казахстанский политолог, эксперт по внешней политике. Имеет степени магистра социальных наук и докторанта PhD.

Нуриддин Султанмуратов - политолог, заместитель декана по научно-инновационной деятельности и международному сотрудничеству факультета международных отношений КазНУ имени аль-Фараби.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Рекордное подорожание маникюра и педикюра зафиксировали в Казахстане
В рейтинге по спортивным успехам Казахстан занял 43-е место из 206 и вошёл в топ-3 среди стран СНГ
Каждый десятый казахстанец столкнулся с проблемами доступа к услугам здравоохранения – исследование
В Казахстане подскочили цены на лимоны
Казахстанцы вновь активизировали вывод пенсионных средств на лечение