Ru  Kz
Все новости

Жители ВКО столкнулись с последствиями приказов Минздрава, ограничивших продажу лекарств

 


Подчинившись новым приказам Минздрава, аптеки перестали продавать без назначения врача большинство медикаментов. Когда в домашних аптечках закончатся привычные препараты, поток больных двинется за рецептами в поликлиники. Возрастёт ли количество вызовов в службу 103? С какими трудностями столкнутся больные на селе? Чем оборачивается для пациента ошибка в рецепте, изучал корреспондент YK-news.kz.


"Скорая" будет не скоро?


Болезнь приходит, не считаясь с режимом работы поликлиник. Людям становится плохо и по ночам, и в выходные, и в праздники. Очевидно, что в это время невозможно получить рецепт у врача. А значит, заболевшие будут обращаться к тем, кто на службе круглосуточно семь дней в неделю. После новых приказов Минздрава звонить в 103 станут чаще примерно вдвое, считают работники скорой помощи.


— Пока мы не ощутили увеличения количества вызовов, связанных с отсутствием препарата, — рассказывает главный врач областной станции скорой медицинской помощи Марат Ластаев. — Поликлиническая служба исправно выписывает рецепты. У людей на руках еще есть лекарства. Хотя, конечно, увеличение будет. Очень многие станут вызывать "скорую", чтобы получить укол или медикаменты.


Справляться с возросшим потоком вызовов экстренной службе будет невероятно сложно. Автопарк областной станции изношен, часть машин всё время в ремонте. Используемые автомобили сосредоточены главным образом в центре. Усть-Каменогорску элементарно не хватает подстанций скорой помощи. Город растянут, требуются посты в отдалённых районах. При существующей дорожной ситуации со всеми ремонтами и пробками время доезда намного увеличивается. Областной станции катастрофически не хватает фельдшеров, чтобы укомплектовать все бригады. Проблемы "скорой" — предмет отдельного разговора, и мы к нему еще вернемся. А пока очевидно одно — даже сейчас, при существующем объёме звонков, бригады иногда не успевают приехать в отведённое инструкцией время. Как же экстренная служба сумеет справиться со всеми вызовами, когда "скорая" начнёт, грубо говоря, раздавать таблетки?


В селе не болеть!


Ещё сложнее получить срочную помощь за чертой города.


— Сейчас нам передали районные отделения скорой медицинской помощи, — поясняет Марат Ластаев. — По существовавшим ранее правилам бригаду вызывал местный семейный врач. Сегодня пациенты делают это сами. Иногда мы едем за десятки километров, чтобы поставить укол. А в это время помощь может быть срочно нужна в другом месте, где случился инфаркт или произошло ДТП.


Теперь у сельских жителей может просто не быть другого выхода, кроме как позвонить по номеру 103.


— У нас в Усть-Таловке есть больница, — рассказывает пенсионерка Валентина Фёдоровна. — Принимает один врач. Пойдёшь, а он то в отпуске, то его вызвали куда-то. В Выдрихе только фельдшерско-акушерский пункт, врач туда раз в неделю приезжает. В маленьких сёлах вообще нет никакого врача. Чтобы получить рецепт, необходимо заранее записаться на приём. В какой день попадёшь — неизвестно. А болезнь-то идёт, ты терпишь эту боль. Чтобы сдать анализы, едешь в районный центр. Потом с анализами надо опять пробиться к врачу — за рецептом. У меня заболевание опорно-двигательного аппарата, я по квартире-то хожу с тросточкой и по стенке. Как я могу проходить весь этот путь ради практически любого лекарства?


По утверждению местных жителей, даже в райцентрах выписать рецепт оборачивается проблемой, поскольку там может попросту не оказаться нужного врача. К нам обратилась жительница Верх-Убы, которая пыталась без рецепта купить фуразолидон для захворавших поросят. Специальной ветеринарной аптеки в селе нет.


— Что же теперь — подыхать и животным, и пенсионерам? — негодует женщина.


Между тем во всех разъяснениях Минздрава нет ни слова о том, как будет решаться вопрос с жителями села.


Рецепт для водителя


Минздрав в своей заботе о том, чтобы пациенты случайно не приняли лишнего, не учёл и нужды водителей. Ведь автомобильные аптечки следует регулярно обновлять и пополнять. Кто будет выдавать рецепты на них? Или чиновники решили изменить состав автоаптечек, оставив там только бинт и жгут?


— Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения автомобильных аптечек первой медицинской помощи утверждён приказом министра здравоохранения РК от 2 июля 2014 года, — сообщает председатель Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Людмила Бюрабекова. — Вместе с тем в данном перечне отсутствуют лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача.


А ведь это не так! В состав автомобильной аптечки входит, к примеру, препарат "Нимесил", отпускаемый по рецепту. Так же по назначению врача продаются все антигистамины, которые обязательно должны содержаться в автоаптечке. Из спазмолитиков без рецепта отпускают только но-шпу. Похоже, что человек, готовивший нам ответ в министерстве, просто сам не в курсе темы.


Неправильно? Ваши проблемы!


Ещё одна проблема, которая беспокоит фармацевтов, — это то, что врачи оформляют рецепты с ошибками. Аптекарь не может принять такой рецепт, ведь он не захочет лишиться лицензии. И сам пациент не может проверить правильность его заполнения, ведь там есть тонкости, понятные лишь специалистам. В итоге больной человек вынужден снова идти на приём, чтобы ошибку исправили.


— За нарушение медицинским работником правил реализации лекарственных средств и требований по выписыванию рецептов принимаются меры административного воздействия: штраф на физических лиц в размере 5 МРП, на должностных — 10 МРП, —сообщает исполняющая обязанности руководителя департамента Комитета фармации по ВКО Нургуль Кунапьянова. — За то же деяние, совершённое повторно в течение года, — 10 МРП на физических лиц с лишением сертификата специалиста, 20 МРП на должностных лиц.


Чиновники от медицины утверждают, что недочеты в работе врачей теперь будут отслеживать. При этом, решения должны приниматься в пользу больного.


— В каждой аптеке должен быть журнал неправильно оформленных рецептов, о них провизоры информируют поликлинику, которая выписала рецепт с ошибками или нарушениями, — заявляет председатель Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения РК Людмила Бюрабекова. — В этой ситуации пациент должен уйти с препаратом, потому что он не должен страдать.


Однако непонятно, сказанное выше — благое пожелание чиновника или законодательно установленный механизм? Если механизм, то осведомлены ли о нем провизоры? Практика показывает — не осведомлены.


Это проверила на себе жительница Усть-Каменогорска Ольга. Её трёхлетний сын заболел в пятницу. Поднялась высокая температура, начался кашель. Два дня ребёнка спасали народными средствами, а в понедельник мама понесла его в больницу. Приём состоялся во второй половине дня. С рецептом и больным малышом на руках женщина отправилась в аптеку.


— И там обнаружилось, что рецепт выписан неправильно, — рассказывает Ольга. — В чём ошибка, мне отказались объяснить, заявили: "Идите к врачу, пусть исправляет!" Но если он так выписал, значит и сам не понимает, что неправильно. Хорошо, что бабушка смогла забрать температурящего Артёмку. А я пошла по аптекам дальше. Наконец в одной из них сжалились и пояснили, что врач выписал несуществующую дозировку. Дозировка, указанная в рецепте, есть у аналога. Но продать мне его отказались, поскольку он не был указан в рецепте. Фармацевты требовали, чтобы я его переписала у врача. Но приём в тот день уже закончился. Получается, что мой сын ещё сутки должен был оставаться без лечения.


Только в десятой по счёту аптеке опытный провизор взял на себя риск и продал аналог. Женщина, прошедшая все круги ада в поисках лекарства для больного ребёнка, задаёт вопрос: "Как это сможет сделать человек, находящийся на грани потери сознания или испытывающий сильную боль?"


Абсурдно обстоит дело и с самими списками препаратов, подлежащих отпуску по рецепту и без него. Одно и то же лекарство от разных производителей может отпускаться по-разному. Например, обезболивающее лекарство "Ибупрофен" казахстанского производства можно купить без рецепта. Но тот же препарат, изготовленный в Борисове, подлежит отпуску по рецепту. А если в аптеке не оказалось казахстанского и провизор продал пациенту борисовский, он подлежит наказанию? И таких препаратов, оказавшихся в двусмысленной ситуации, в списке немало.


И подобного рода проблем в нашей бесконечно реформируемой медицине не счесть. А пока чиновники размышляют, как втиснуть действительность в прокрустово ложе их собственных решений, рядовым гражданам приходится вести нешуточную борьбу за собственное здоровье.


Ирина Плотникова


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Названа средняя зарплата в Казахстане
Цены на жильё в Астане и Алматы обновляют рекорды
Рекордное подорожание маникюра и педикюра зафиксировали в Казахстане
В рейтинге по спортивным успехам Казахстан занял 43-е место из 206 и вошёл в топ-3 среди стран СНГ
Каждый десятый казахстанец столкнулся с проблемами доступа к услугам здравоохранения – исследование