Ru  Kz
Все новости

Случайный груз в Бейруте: как неожиданная остановка привела к трагедии

Тысячи тонн селитры, которые взлетели на воздух в Бейруте в самом кровопролитном взрыве мирного времени, прибыли в столицу Ливана семь лет назад на грузовом корабле с небольшой течью, который был арендован уроженцем России, сообщает Reuters.

Он не должен был заходить в порт Бейрута, сказал капитан судна Борис Прокошев.


“Это была их жадность”, - добавил он. В 2013 году хозяин судна “Росус”, по его словам, сказал ему изменить маршрут и подойти к берегам Ливана, чтобы взять дополнительный груз.


Когда поступило неожиданное указание причалить в порту Бейрута, судно было на пути из Грузии в Мозамбик, который лежал через Средиземное море. Корабль был гружен 2.750 тоннами аммиачной селитры, или нитрата аммония, взрывоопасного вещества высокой концентрации.


Команде сказали погрузить на корабль дорожную технику и доставить ее в иорданский порт Акаба, а потом уже продолжить путь в Африку, где опасный груз должен был быть передан местному производителю взрывчатки.


Но корабль так и не вышел из порта Бейрута, безуспешно попытавшись загрузить дополнительный груз и в результате оказавшись вовлеченным в долгую судебную тяжбу по поводу платы за стоянку в порту.


“Это же невозможно, - сказал Рейтер 70-летний капитан о попытках взять на борт дополнительный груз по телефону из своего дома в Сочи. - Он бы там нам все погнул, весь пароход. И я отказался”.


Капитан и адвокаты, которые представляли кредиторов, обвинили судовладельца в том, что он бросил корабль. Судно было арестовано. Через несколько месяцев в целях безопасности селитра была разгружена и отправлена на склад в порту.


Во вторник склад загорелся и взорвался неподалеку от центра города. Огромный взрыв стоил жизни 145 людям, ранил около 5.000 человек, сровнял с землей здания и оставил без жилья примерно четверть миллиона жителей города.


Корабль бы ушел из порта в Бейруте, если бы получилось взять дополнительный груз, состоявший из экскаваторов и катков для дорожных работ.


Команда корабля погрузила машины на крышки трюма, в котором находилась селитра, и они не выдержали нагрузки, сказал Рейтер украинский боцман “Росуса” Борис Мусинчак.


“Пароход был старый и крышки прогибались, - сказал Мусинчак по телефону. - Мы не стали рисковать”.


Капитан и три члена команды провели на корабле 11 месяцев, пока продолжалась судебная тяжба, без зарплат и с ограниченными запасами еды. Когда они покинули корабль, селитра была выгружена с судна.


“Конечно, это тот груз! Он очень взрывоопасный. Поэтому его и не выгружали его при нас, потому что взрывоопасный, там высокая концентрация”, - сказал Прокошев.



КОНЕЧНЫЙ ПУНКТ МОЗАМБИК

Прокошев сказал, что корабль принадлежал российскому бизнесмену Игорю Гречушкину. Попытки связаться с ним были безуспешными.


Продавцом селитры был грузинский производитель удобрений Рустави Азот, а предназначалась она для производителя взрывчатых веществ в Мозамбике под названием Fabrica de Explosivos.


Представитель Fabrica de Explosivos не ответил на запрос о комментарии, который был отправлен ему через социальную сеть LinkedIn.


Директор Рустави Азота Леван Бурдиладзе сказал Рейтер, что его компания управляет химическим производством только три года, и поэтому он не может подтвердить, там ли была произведена селитра, привезенная в порт Бейрута.


Он назвал решение хранить вещество в порту Бейрута “грубейшим нарушением норм безопасного хранения, тем более что нитрат аммония по прошествии 6 месяцев теряет свойства, необходимые для его применения по назначению”.


Предварительные результаты ведущегося Ливаном расследования произошедшего указали на бездействие и халатность при хранении потенциально опасного вещества.


Кабинет министров Ливана решил в среду поместить под домашний арест всех сотрудников порта Бейрута, кто отвечал за хранение и безопасность с 2014 года, сказали источники в кабинете министров.


Руководители порта Бейрута и таможни сказали, что несколько писем с просьбой вывезти селитру было отправлено в судебные инстанции, однако никаких действий предпринято не было.


Министерство юстиции Ливана не ответило на просьбу о комментарии.


Как говорит Прокошев, когда корабль зашел в порт Бейрута в 2013 году, в нем была течь, но она не помешала бы дальнейшему плаванию. Как бы то ни было, по его словам, ливанские власти не сильно заботились о селитре, упакованной в большие мешки.


“Людей, конечно, очень жаль! Но наказывать надо местных ливанских чиновников... Они ничего не делали, чтобы избавиться от этой опасности”, - сказал Прокошев.


Заброшенный “Росус” затонул там же в порту Бейрута, сказано в письме ливанского юриста капитану по электронной почте, которое он получил в мае 2018 года.


Юрист написал, что корабль затонул “недавно”.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Шоколад подорожал сразу на 18% за год. К Новому году рост цен может ускориться
Количество пострадавших в ДТП выросло до рекордного уровня в Казахстане
Каждый пятый казахстанец не имеет возможности отправить детей на отдых
Казахстан достиг рекордного уровня демографической нагрузки
Как защищены пенсионные накопления в Казахстане, рассказали аналитики