Ru  Kz
Все новости

Случайный груз в Бейруте: как неожиданная остановка привела к трагедии

Тысячи тонн селитры, которые взлетели на воздух в Бейруте в самом кровопролитном взрыве мирного времени, прибыли в столицу Ливана семь лет назад на грузовом корабле с небольшой течью, который был арендован уроженцем России, сообщает Reuters.

Он не должен был заходить в порт Бейрута, сказал капитан судна Борис Прокошев.


“Это была их жадность”, - добавил он. В 2013 году хозяин судна “Росус”, по его словам, сказал ему изменить маршрут и подойти к берегам Ливана, чтобы взять дополнительный груз.


Когда поступило неожиданное указание причалить в порту Бейрута, судно было на пути из Грузии в Мозамбик, который лежал через Средиземное море. Корабль был гружен 2.750 тоннами аммиачной селитры, или нитрата аммония, взрывоопасного вещества высокой концентрации.


Команде сказали погрузить на корабль дорожную технику и доставить ее в иорданский порт Акаба, а потом уже продолжить путь в Африку, где опасный груз должен был быть передан местному производителю взрывчатки.


Но корабль так и не вышел из порта Бейрута, безуспешно попытавшись загрузить дополнительный груз и в результате оказавшись вовлеченным в долгую судебную тяжбу по поводу платы за стоянку в порту.


“Это же невозможно, - сказал Рейтер 70-летний капитан о попытках взять на борт дополнительный груз по телефону из своего дома в Сочи. - Он бы там нам все погнул, весь пароход. И я отказался”.


Капитан и адвокаты, которые представляли кредиторов, обвинили судовладельца в том, что он бросил корабль. Судно было арестовано. Через несколько месяцев в целях безопасности селитра была разгружена и отправлена на склад в порту.


Во вторник склад загорелся и взорвался неподалеку от центра города. Огромный взрыв стоил жизни 145 людям, ранил около 5.000 человек, сровнял с землей здания и оставил без жилья примерно четверть миллиона жителей города.


Корабль бы ушел из порта в Бейруте, если бы получилось взять дополнительный груз, состоявший из экскаваторов и катков для дорожных работ.


Команда корабля погрузила машины на крышки трюма, в котором находилась селитра, и они не выдержали нагрузки, сказал Рейтер украинский боцман “Росуса” Борис Мусинчак.


“Пароход был старый и крышки прогибались, - сказал Мусинчак по телефону. - Мы не стали рисковать”.


Капитан и три члена команды провели на корабле 11 месяцев, пока продолжалась судебная тяжба, без зарплат и с ограниченными запасами еды. Когда они покинули корабль, селитра была выгружена с судна.


“Конечно, это тот груз! Он очень взрывоопасный. Поэтому его и не выгружали его при нас, потому что взрывоопасный, там высокая концентрация”, - сказал Прокошев.



КОНЕЧНЫЙ ПУНКТ МОЗАМБИК

Прокошев сказал, что корабль принадлежал российскому бизнесмену Игорю Гречушкину. Попытки связаться с ним были безуспешными.


Продавцом селитры был грузинский производитель удобрений Рустави Азот, а предназначалась она для производителя взрывчатых веществ в Мозамбике под названием Fabrica de Explosivos.


Представитель Fabrica de Explosivos не ответил на запрос о комментарии, который был отправлен ему через социальную сеть LinkedIn.


Директор Рустави Азота Леван Бурдиладзе сказал Рейтер, что его компания управляет химическим производством только три года, и поэтому он не может подтвердить, там ли была произведена селитра, привезенная в порт Бейрута.


Он назвал решение хранить вещество в порту Бейрута “грубейшим нарушением норм безопасного хранения, тем более что нитрат аммония по прошествии 6 месяцев теряет свойства, необходимые для его применения по назначению”.


Предварительные результаты ведущегося Ливаном расследования произошедшего указали на бездействие и халатность при хранении потенциально опасного вещества.


Кабинет министров Ливана решил в среду поместить под домашний арест всех сотрудников порта Бейрута, кто отвечал за хранение и безопасность с 2014 года, сказали источники в кабинете министров.


Руководители порта Бейрута и таможни сказали, что несколько писем с просьбой вывезти селитру было отправлено в судебные инстанции, однако никаких действий предпринято не было.


Министерство юстиции Ливана не ответило на просьбу о комментарии.


Как говорит Прокошев, когда корабль зашел в порт Бейрута в 2013 году, в нем была течь, но она не помешала бы дальнейшему плаванию. Как бы то ни было, по его словам, ливанские власти не сильно заботились о селитре, упакованной в большие мешки.


“Людей, конечно, очень жаль! Но наказывать надо местных ливанских чиновников... Они ничего не делали, чтобы избавиться от этой опасности”, - сказал Прокошев.


Заброшенный “Росус” затонул там же в порту Бейрута, сказано в письме ливанского юриста капитану по электронной почте, которое он получил в мае 2018 года.


Юрист написал, что корабль затонул “недавно”.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Казахстанцы потратили на туризм почти триллион тенге
«Желаем знать, что будет»: казахстанцы потратили на услуги экстрасенсов и гадалок почти 3 млрд тг
Падение в рейтинге глобального влияния: Казахстан теряет позиции на мировой арене
Грустные новости жаркого лета: мороженое в Казахстане подорожало почти на 14%
Несмотря на значительное укрепление российской валюты, спрос на рубли в Казахстане продолжает стремительно падать