Вопросы выявления и искоренения коррупционных рисков в деятельности постов транспортного контроля обсудили представители уполномоченных органов и члены Специальной мониторинговой группы в ходе рейда-совещания на автотрассе Костанай - Карабалык, передаёт корреспондент МИА «Казинформ».
«За последние 10 лет на содержание и ремонт автодорог республиканского значения потрачено более 70 млрд тенге. Из них по участку М36 на границе РФ - Алматы протяжённостью 50 км с города Костанай до границы с Российской Федерацией потрачено более 7 млрд тенге,- сообщил Н. Темирханов. - На данном участке дорожная ось рассчитана на вес не более 10 тонн. Однако грузоперевозчики игнорируют данное требование, и нагрузка на одиночную ось составляет более 15 тонн. В связи с этим на автодорогах образуются дефекты в виде выбоин и трещин. Последний ремонт проходил здесь в 2015-2016 годах, однако, несмотря на то, что срок службы обычно 5 лет, здесь уже требуется ремонт. Ущерб от большегрузов составил 525 млн тенге».
Таким образом, нарушение грузоперевозчиками нагрузки на ось в разы уменьшает срок службы автомобильных дорог общего пользования. Однако и.о. руководителя инспекции транспортного контроля по Костанайской области Руслан Сейталин привел другие цифры и озвучил лишь один факт перевозки большегрузами веса более 10 тонн с начала года.
«В ходе проведенных мероприятий недалеко от поста на объездной дороге были задержаны два перевозящих пшеницу грузовых автомобиля марки КамАЗ, принадлежащих ТОО «Костанайская мукомольная компания», где в ходе осуществления транспортного надзора было выявлено превышение допустимых установленных параметров осуществления перевозки груза. Данные перевозчики привлечены к административной ответственности и наложен штраф в 700 тыс тенге»,- сообщил Р. Сейталин.
В целом инспекцией за первое полугодие 2018 года на постах транспортного контроля было проверено и зарегистрировано 10823 автотранспортных средства. Конкретно на посту «Карабалык» проверено более 9 тысяч автотранспортных средств. В ходе проверок выявлено 665 нарушений, в бюджет в виде штрафов взыскано 86 млн тенге. Озвученными данными возмутился член Специальной мониторинговой группы Алдан Менкеев, который утверждает, что на посту процветает коррупция, а на бумагах все это не фиксируется.
«Мной 23 июля был осуществлен выезд в Карабалыкский район с 8 часов вечера до 8 часов утра с целью определения коррупционных рисков на транспортном посту «Карабалык». Как вы знаете, три года назад мной был проведен рейд, когда на посту транспортной инспекции в ведрах мы нашли денежные купюры номиналом 5 тысяч тенге. С тех пор ничего не изменилось. Я тут проезжаю чуть ли не каждый месяц, и все это происходит буквально на глазах. Но давайте уже говорить правду, - начал свою выступление А. Менкеев. - Сейчас вот сотрудники транспортной полиции докладываете, что работаете. На данной дороге даже нет знаков, что запрещён поворот налево до поста, или двойная сплошная. Ничего этого за последние 3 года не было сделано. Все на словах да на бумаге».
Выезд члена мониторинговой группы показал, что на посту работает целая коррупционная схема. Это подтверждают сделанные А. Менкеевым аудиозаписи разговоров с проезжающими на данном участке и через пост водителями такси и большегрузов. Корупционная схема, по словам А. Менкеева, следующая: КамАЗы подъезжают к заправке, потом водитель на такси едет на пост, отдаёт деньги, возвращается на такси назад, садится в КамАЗ и уходит по объездной дороге влево.
«Почему сотрудники полиции на это не реагируют, почему нужен пост-рубеж? Он нужен для исключения попытки выезда опасных преступников с территории области в РФ. Но если любой может объехать этот пост, тогда зачем он нужен? Зачем содержать этот пост? Вот вы говорите, что наложили многомиллионные штраф, которые потом поступили в бюджет. А не мало ли это, если только две машины с пшеницей потянули на 700 тысяч? Там некоторые штрафы настолько большие, что достигают 2,5 млн тенге», - обратился к уполномоченным органам А. Менкеев.
Единственный, по мнению общественника, путь решения вопроса - ликвидация поста транспортного контроля «Карабалык».
«Вот сегодня прозвучала цифра, что 7 млрд тенге ушло за эти годы на ремонт данной трассы, а в бюджет в виде штрафов поступило только 39 млн тенге. Нужно смотреть правде в глазе. Не перекрываются расходы», - заключил он.
Подытожил дискуссию руководитель департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по Костанайской области Салауат Муксимов, который подчеркнул, что данный факт агентство берет на свой контроль.
«Если этот факт будет доказан, то это уже указывает на системность в данной работе. В этом и вся проблема. Это не просто рядовой какой-то разовый случай. Это, вероятно, происходит системно, ежедневно, бесконтрольно. Я считаю, это полное попустительство со стороны руководящего состава инспекции. Это большой ущерб государству. Давайте вместе думать, как менять эту систему, нужны комплексные предложения», - заключил С. Муксимов.
Фото: inform.kz