Деньги компания принимала через представительскую фирму, обещая крупные проценты от вложенной суммы. Люди вложили миллионы тенге. Причем по словам пострадавших, они купились на рекламу известных казахстанских блогеров и артистов, передает kazlenta.kz со ссылкой на caravan.kz.
О действии очередной финансовой пирамиды на своей странице в соцсетях ранее сообщала юрист Динара Жубатова.
Правозащитница считает, что компания Mudarabah Capital обманула ее клиента, пообещав выгодные инвестиции.
Алматинец вложил деньги, поверив в рекламу известных блогеров в социальных сетях. В рекламном видео снялись вайнеры Мейржан Туребаев, Мейирхан Шерниязов и Азим Саидбаев. О безопасности вложений в данную компанию говорила и известный казахстанский продюсер Баян Алагузова.
Мужчина вложил в компанию 5 миллионов тенге. Все финансовые операции проводил через представительскую фирму Astex.kz.
Первые несколько месяцев алматинец исправно получал 9 процентов прибыли. Но неожиданно деньги перестали поступать, а представители компании не выходили на связь.
Сколько казахстанцев повелось на подобную рекламу, пока неизвестно. Ранее в СМИ проходила информация, что в полицию Алматы с заявлениями о мошенничестве обратились пять человек.
Стоит также отметить, что, по словам адвоката Динары Жубатовой, к ней обратились по меньшей мере 23 пострадавших предпринимателя. Эти люди проживают не только в Алматы, но почти во всех крупных городах Казахстана. Все они поверили рекламе в «Инстаграме». В настоящее время в полицию и судебные органы поданы иски. Они должны дать юридическую оценку всему происходящему. И самое интересное: понесут ли какую-либо ответственность те самые медийные личности, которые участвовали в раскрутке финансовой пирамиды?
Казахстанский юрист Сергей Уткин убежден, что если организаторы финансовой пирамиды не возвращают людям деньги, то к ответственности следует привлечь блогеров и звезд, которые рекламировали компанию, дабы обманутые вкладчики могли взыскать ущерб именно с них. Свое подробное мнение об этом рассказал юрист.
- Сергей Геннадьевич, не кажется ли вам, что некоторые наши медийные персоны и блогеры не понимают, что реклама сомнительных организаций и услуг может нанести огромный вред простым гражданам, и не осознают, что это является также и их ответственностью?
- Видимо, не понимают, да. Потому что, по-видимому, нет практики, по которой их привлекали бы к ответственности. Поэтому и не понимают.
- Можно ли квалифицировать эпизод с Алагузовой и другие подобные инциденты как соучастие или же пособничество преступлению? И какое за этим должно последовать наказание?
- Если вдруг этот инцидент будет квалифицирован как соучастие в виде пособничества, то тогда предусматривается такая же ответственность, как и к основным преступникам. В данном случае – то, что касается Баян Алагузовой, – в отношении этих двух братьев возбудили дело за создание финансовой пирамиды. Довольно тяжелая статья, крупный ущерб, много пострадавших, сумма приличная и сроки тоже – может грозить до 7 лет. И если вдруг эти блогеры или кто-то из них будет привлечен за соучастие, то ему светит столько же, сколько и основному преступнику. Но и это, конечно, не факт.
Это должно проверяться. Просто участие в рекламе без чего-либо другого, по-моему, само по себе состав соучастия не создает. То есть нужно будет каким-либо образом доказать умысел этих соучастников, то, что они как бы понимали, или имел бы место косвенный умысел, что создается именно финансовая пирамида. И исходя из той картины, которая была на тот момент, исходя из того, что любой здравомыслящий человек должен понимать определенные моменты, теоретически можно и притянуть соучастие. Но все-таки большая вероятность, что соучастия не получится, но там определенно есть административные составы.
В Кодексе об административных правонарушениях этот состав четко прописан:
Рекламирование деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды
Производство, распространение и размещение рекламы деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды - влекут штраф на физических лиц в размере от ста до ста пятидесяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере от ста пятидесяти до ста семидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от двухсот до трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от четырехсот до шестисот месячных расчетных показателей с приостановлением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации на срок до трех месяцев.
Этот состав можно притянуть и этим лицам, которые участвовали в рекламе. Да, они могут говорить, мол, мы не понимали, прикидываться овечками, что нас просто попросили сказать, мы – говорящая голова. Но народ ведь идет как раз таки на таких публичных персон. Если бы это прорекламировал один из этих братьев, никто бы не понес никакие деньги. А поскольку это Алагузова сказала, тут же был договор подписан, и сложилось впечатление, что эти двое – чуть ли не родные братья самой Алагузовой.
То есть люди на эту уловку и пошли. И вторая статья как раз таки по Алагузовой – это заведомо ложная реклама. Она употребила одну фразу: «Без риска».
Если вы послушаете эту рекламу, то услышите эту прямую фразу: «Без риска».
Вот это заведомо ложная реклама. Инвестиций без риска не бывает, любой мало-мальски грамотный человек это понимает, где-то риск больше, где-то риск меньше. Даже инвестиции в государственные ценные бумаги, облигации – они считаются наименее рискованными, но в жизни все бывает. Даже у государств бывают дефолты, и риски выстреливают, и государство отказывается платить по своим долгам.
То есть всегда есть риск, когда ты куда-то инвестируешь, тем более в такую компанию. А она прямо говорит людям, - возможно, не очень грамотным финансово и не понимающим эти азы, что риск есть всегда, – о том, что все это без риска.
И люди, может быть, откровенно ей верят. Подумали, что раз сама Алагузова об этом сказала, то, конечно, нужно нести все деньги, заложить квартиру, взять огромный кредит и быстро вложить туда эти деньги и получить сумасшедшую прибыль на госзакупках, которые там обещали. Вот это заведомо ложная реклама. И это – тоже статья Кодекса об административных нарушениях.
То есть в данном случае можно привлекать по двум статьям. И тут самое главное не этот штраф, который по их меркам не такой уж и большой (миллион - полтора миллиона тенге). Они за саму рекламу наверняка получили больше.
Поэтому это для них не смертельные суммы. Самое главное будет потом, когда их привлекут к ответственности соответствующие госорганы, когда постановление вступит в законную силу.
И тогда люди, которые пострадали от этих блогеров, поверив им именно из-за их популярности, из-за заготовленных текстов, которые они произносили и преподносили, будут говорить, что мы потеряли свои деньги из-за этого и потребуют взыскать эти суммы у блогеров, обратятся с исками в суд.
Ну а дальше должна быть причинно-следственная связь между совершенным правонарушением и вредом. Причинно-следственная связь налицо: люди докажут, что поверили именно блогерам, а про этих братьев никогда не слышали, никогда их не видели и никогда в жизни не понесли бы туда деньги.
А лишь соблазнились этой рекламой в соцсетях.
И суд сочтет доказательства убедительными, что это прямая связь между правонарушением и ущербом, и начнет взыскивать ущерб с этих персон. И понесется народ взыскивать суммы, разоряя блогеров своими исками. Вот это будет очень хороший опыт. Это будет как раз таки для того, чтобы они шарахались от всех этих рекламных предложений, от всевозможных рекламных кампаний и от всевозможной сомнительной деятельности каких-либо компаний.
- Подобные инциденты – это больше проблема доверчивости населения, недостаточная юридическая подкованность общества, неприемлемое и безответственное отношение публичных персон или же слабая работа компетентных органов?
- Да все вместе. Люди, конечно, должны голову на плечах иметь. Всегда говорят: хорошо учиться на ошибках других. Но это лишь в поговорке хорошо звучит. А на практике все учатся на своих ошибках. И поэтому тот, кто в 90-х пострадал, тот вряд ли понесет инвестировать свои деньги в подобные организации.
Но в то же время государство должно выполнять свою функцию. Свалить все на граждан – это легче всего. Но надо свою функцию выполнять, чтобы было меньше подобных преступлений, чтобы люди серьезно жалели о том, что оказались вовлечены в эти преступления. И, разумеется, нужно наказывать тех, кто рекламирует столь сомнительные вещи.
Кстати, за границей именно вот этот механизм гражданских исков больше всего держит предпринимателей в тонусе, любого предпринимателя – будь ты какой-нибудь врач или будь у тебя какая-та кафешка. Каждый предприниматель в развитой стране знает, что, не дай Бог, что-то случится с потребителем – его потом разорят все эти юристы, юридические компании, адвокаты и т.д. Потому что придется выплачивать огромный ущерб потребителю. А у нас, к сожалению, почти нет нормальных примеров, чтобы взыскивали и разоряли этих предпринимателей за отвратительное отношение к потребителям.
Вот в данном случае как раз таки блогеры отнеслись таким образом к своим подписчикам. Чтобы заработать куш на рекламе, им было наплевать на своих подписчиков. Они решили окунуть их головой во все это дерьмо. Ну а теперь пришла пора расплачиваться, чтобы потом сами блогеры думали своей головой.